Пушкинский музей открыл выставку «Котел алхимика» — The Art Newspaper Russia
Название «Котел алхимика» позаимствовали у немецкого постмодерниста Зигмара Польке (1941–2010) — так назывался его объект, показанный в 1986 году на Венецианской биеннале. Абстракция, написанная на стене павильона специальными красками, меняла цвет в зависимости от освещения, времени суток, влажности и количества зрителей, являя пример «вариативности цветового восприятия», а также, как объясняет пресс-релиз, «опыта преодоления травмы тоталитаризма через протест против тоталитарности зрения». За тот «Котел» Польке получил «Золотого льва».
«Котел алхимика» в Пушкинском — это представительная экспозиция, включающая 200 произведений (живопись, графика, скульптура и мелкая пластика, керамические объекты и кабинетные витражи, никогда ранее публике не показывавшиеся) во временном диапазоне от XVI века до наших дней. Большая часть выставки предназначена все-таки людям зрячим.
Тоталитарность зрения презентуют, отталкиваясь от противного — от слепоты. Если зрение воспринимается как норма, то образы слепых на протяжении столетий наделялись множеством смыслов. Слепцов выводили провидцами и мудрецами, равно как и обреченными невежами. Слепота посылалась для испытаний или в наказание. В галерею библейских и мифологических слепцов, представленных на выставке, вошли «Самсон» Альбрехта Альтдорфера (1480–1538) (как известно, этот ветхозаветный герой поплатился глазами за любовь: возлюбленная Далила его предала, а враги-филистимляне ослепили) и «Слепой Товит» Рембрандта (отец художника был незрячим, чем, очевидно, и продиктован выбор героя, которого он изображал не раз). Мы увидим «Гомера и музу Сапфо» на полотне Ангелики Кауфман (1741–1807), едва ли не самой известной художницы XVIII века, соосновательницы Королевской академии художеств в Лондоне, а также работы Цукиоки Ёситоси (1839–1892), последнего великого мастера гравюр в жанре укиё-э, посвященные слепому поэту и музыканту IX века Сэмимару, который своей игрой способен был даже вдохновлять воинов на победу. Естественно, не обошли вниманием, пожалуй, самых знаменитых слепых в истории искусства — композицию Питера Брейгеля. На выставке сюжет о слепых, ведомых незрячим, представлен гравюрой Габриэля Смита по рисунку Якопо Тинторетто и эстампом из Библии Пискатора.