Поездка эрмитажного Рафаэля на выставку в Лондон отменена — The Art Newspaper Russia
Кажется, это одна из редких проблем в нынешней ситуации, когда и российское, и британское правительства согласны: пока конфликт на Украине продолжается, Россия и Запад приостанавливают обмен произведениями искусства.
Российское Министерство культуры, по данным наших зарубежных коллег, требует от государственных музеев приостановить временную выдачу и отозвать произведения искусства, в настоящее время находящиеся на иностранных выставках. Ситуацию отягощает то, что прямое воздушное сообщение приостановлено, и это осложняет безопасную перевозку произведений.
На прошлой неделе стало известно, что Эрмитаж уже затребовал возврата живописи и скульптуры, которые он ранее предоставил итальянским музеям. Речь идет о 25 картинах из миланских Палаццо Реале (с выставки «Тициан и образ женщины венецианского XVI века») и Gallerie D’Italia (с выставки, посвященной теме европейских гранд-туров), которые необходимо вернуть до конца марта. На первой из них, как уточняет «Коммерсантъ», находится 2 работы — «Портрет молодой женщины» Тициана и «Искушение» («Старик и молодая женщина») Джованни Кариани, на второй — 23 произведения в основном XVIII века. Также Эрмитаж запросил экспонаты, временно выданные Галерее Уффици во Флоренции и Фонду Альбы Фенди в Риме (в последнем случае речь идет о возвращении полотна Пабло Пикассо «Молодая дама» (1909), сообщает ТАСС). В пресс-службе Эрмитажа подтвердили, что музей занимается возвращением своих экспонатов, которые были вывезены на выставки в другие страны. «В соответствии с достигнутыми договоренностями и существующими выставочными соглашениями в музей постепенно возвращаются выданные на выставки в разные страны экспонаты… Подробности о перемещениях экспонатов никогда не комментируются и не разглашаются с целью обеспечения их безопасности».
Кроме того, ранее Эрмитаж отозвал произведения с выставки «Русский авангард. Революция в искусстве» в выставочном центре «Эрмитаж — Амстердам», они уже прибыли в музей. Эта нидерландская институция разорвала отношения со своим петербургским партнером. За нею последовал Благотворительный фонд Эрмитажа в Великобритании, созданный два десятилетия назад для поддержки российского музея.
Ранее Сесилия Холлберг, директор Галереи Академии во Флоренции, убрала из состава предстоящей выставки, посвященной художнику XVI века Пьеру Франческо Фоски и Ренессансу во Флоренции, картины из Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, которые должны были в ней участвовать.
Волнение вызывает выставка «Коллекция Морозовых. Шедевры современного искусства», которая сейчас идет в парижском Фонде Louis Vuitton. На ней представлены произведения импрессионистов из ГМИИ и Эрмитажа, а также Третьяковской галереи и Русского музея. Вокруг этой выставки ситуация наиболее напряженная в связи с многочисленными призывами во французских социальных сетях о ее «конфискации», что, однако, противоречило бы законодательству Франции. По плану она продлится до 4 апреля, хотя есть сведения, что Министерство культуры РФ пытается инициировать процедуру досрочного отзыва экспонатов из Парижа.
В настоящий момент экспонаты из российских музеев остаются еще на нескольких выставках. В частности, проект «Фаберже в Лондоне. От романтики до революции» проходит в Музее Виктории и Альберта (до 8 мая) с участием трех императорских пасхальных яиц из Музеев Московского Кремля: «Александровский дворец», «Московский Кремль» и «300-летие дома Романовых». О досрочном закрытии выставки и отзыве экспонатов из других российских музеев — Эрмитажа, Государственного музея-заповедника «Павловск», Минералогического музея им. А.Е.Ферсмана и частного Музея Фаберже — пока ничего не известно.
Филиал Государственного Русского музея в Малаге (Испания) по-прежнему работает. Мэр города заявил, что продолжать культурное сотрудничество необходимо. До 24 апреля в музее должна идти выставка «Война и мир в русском искусстве», на которой, в частности, представлена картина «Скачет красная конница» Казимира Малевича. Там же работают выставки «Авангарды в русском искусстве первой половины ХХ века», «Достоевский из Русского музея» и «Маяковский — художник и поэт».
Выставка Василия Кандинского в Палаццо Роверелла в Ровиго (Италия) открылась 26 февраля, ее сокуратором выступает Евгения Петрова (Русский музей). На наш запрос пресс-служба ГРМ ответила, что ряд произведений из собрания музея по-прежнему демонстрируется на выставке, «изменений в работе на сегодня нет». Там же представлены произведения из Третьяковской галереи и ГМИИ.