На TEFAF Maastricht продажи идут, но медленнее обычного — The Art Newspaper Russia
Rob Smeets Old Master Paintings привезла миниатюру Джованны Гарцони «Мадонна на троне» (1649), которую в день открытия приобрел частный коллекционер из США за неназванную сумму. Редкий рисунок Лавинии Фонтаны (1552–1614) забронировал американский музей. «Сейчас все хотят иметь работы старых мастериц, — говорит Пол Смитс. — Главная опасность в том, что можно нарваться на что-то вторичное. Так что, если вы желаете получить работу высокого качества, здесь самое место».
Некоторые дилеры отметили рост конкуренции в области старого искусства с большими аукционными домами, в особенности с Sotheby’s, Christie’s и Bonhams.
Во время пандемии гонка только ускорилась, учитывая, что аукционные дома — это крупные бренды с огромными маркетинговыми бюджетами и способностью быстро осваивать платформы для онлайн-торговли. Недавно распродажа коллекции покойного дизайнера Юбера де Живанши, состоявшей в основном из произведений искусства, скульптуры и мебели XVIII века, принесла на парижских торгах Christie’s €114 млн, что более чем вдвое превышает ее нижний эстимейт.
«Конкуренция с аукционными домами всегда очень интенсивная, — говорит директор Colnaghi Хорхе Колл. — Но в таких узких сферах, как наша, мы нужны друг другу. Аукционы нужны, потому что они формируют публичный рынок, и мы нуждаемся в этих аукционных рекордах. Но и они нуждаются в нас, потому что мы составляем значительную часть их клиентской базы. А они не могут уделять столько времени и усилий отдельным произведениям, сколько уделяем мы».
Представители подавляющего большинства галерей не скрывают надежды, что в 2023 году ярмарка вернется к обычному расписанию (не в последнюю очередь потому, что в июне в MECC, как оказалось, ужасно жарко). Как бы то ни было, они были очень рады вернуться к привычной ярмарочной жизни. Том Дейвис, директор Daniel Katz Gallery, которая предлагает самое разное искусство — от древностей до живописи XIX века, говорит: «Так здорово снова оказаться на ярмарке! Последние два года мы наблюдали, как современное искусство становится все дороже, а аукционные дома — все влиятельнее. Оцените качество представленного здесь материала. Это как поставить посреди арт-рынка флагшток и сказать: „Посмотрите, что есть у нас, галеристов!“»