Потери нельзя восполнить, но можно подсчитать — The Art Newspaper Russia
Уточним, что статьи Соломахи и Петухова, а также материал о продаже книжных собраний, подготовленный Еленой Емельяновой, старшим научным сотрудником научно-исследовательского отдела редких книг Российской государственной библиотеки, вообще-то были написаны для свежей английской версии книги 2013 года Selling Russia’s Treasures: The Soviet Trade in Nationalized Art, 1917–1938 (Abbeville Press), опубликованной на средства M. T. Abraham Center for the Visual Arts Foundation, но теперь вошли и в новую русскоязычную. Хотя из английского издания сюда не перекочевал очерк хранителя византийской коллекции отдела Востока ГЭ Юрия Пятницкого, посвященный продажам икон (он готовит об этом отдельную книгу). Из-за большого объема отказались и от части приложений — опубликованных архивных документов и репринта каталога Алмазного фонда 1925 года. Так что перед нами уже третья версия «Проданных сокровищ России» — книжного проекта, далеко ушедшего в своем развитии. Как рассказала нам Наталия Семенова, прежнее название уже стало «брендом», поэтому его решили оставить.
В итоге получился том весом почти 2 кг — обильно иллюстрированный и роскошно изданный на толстой бумаге благодаря меценатской поддержке коллекционера Андрея Чеглакова, основателя фонда своего имени (бывший AVC Charity). Чтение душераздирающее: детальная и отлично задокументированная деятельность советской власти по распродажам; по-нэпмански зубастое и предприимчивое общество «Антиквариат» и его активность по вывозу и распродажам; тихий, а иногда и отчаянный саботаж музейных работников по выдаче предметов из фондов на международные аукционы… Эти события, в принципе, уже давно известны современному читателю (во многом благодаря первому выпуску этой же книги), но в новом издании соавторы вышли на следующий уровень проработки подробностей, тщательности рассказа и сбора кошмарнейших для нашей культуры фактов.
Многочисленные фотографии помогают составить мысленную картину потерь, и это не только снимки разгромленного Зимнего дворца или снесенных статуй, но и, на первый взгляд, достаточно мирные интерьерные съемки торговых залов «Антиквариата», где вещи музейного уровня расставлены на полках, приготовленные к осмотру покупателями. Около половины тома занимает иллюстрированный каталог с репродукциями проданных сокровищ — теперь это предметы гордости нью-йоркского Метрополитен-музея, вашингтонской Национальной художественной галереи, британской Королевской коллекции и так далее.