Арт-дилеры победили аукционы — The Art Newspaper Russia
В исследовании TEFAF представлена картина «стабильного и устойчивого рынка с тенденцией к положительному росту». Главное, что, по мнению профессора Паунелл, изменилось с прошлого года (кроме небольшой прибавки в глобальном обороте), — это перемещение значительной части продаж из публичной сферы (залов аукционных домов) в частную (к арт-дилерам и отделам частных продаж аукционных домов). Почти две трети всего проданного в мире искусства в прошлом году сменило владельцев тихо, без объявления имен, цен, да и самих фактов продаж. Даже та небольшая часть сделок, что все-таки вышла наружу, впечатляет. Например, при посредничестве аукциона Phillips за рекордные для всего латиноамериканского искусства $15,7 млн было продано полотно Диего Риверы. А «Портрет Адели Блох-Бауэр II» Густава Климта при посредничестве галереи Ларри Гагосяна телеведущая Опра Уинфри продала за $150 млн.
Рост оборотов своих отделов частных продаж отмечают все аукционные дома. Каких-нибудь десять лет назад само словосочетание «отдел частных продаж аукционного дома» выглядело нонсенсом, ведь аукционы созданы именно для того, чтобы продавать произведения искусства публично, любому, кто сможет заплатить, по зафиксированным ударом молотка ценам. Когда в начале 2000-х годов арт-рынок пошел на взлет, аукционные дома начали предпринимать отчаянные попытки переманить к себе покупателей, предпочитающих приобретать искусство в галереях. Например, Christie’s основал собственную галерею послевоенного и современного искусства Haunch of Venison. А Sotheby’s не только купил статусную галерею старых мастеров Noortman, но и пытался под ее вывеской участвовать в ярмарке TEFAF. Был скандал, ведь аукционные дома и галереи (а значит, ярмарки) — это прямые конкуренты. С тех пор прошло время, и теперь никого не коробит, когда одни и те же эксперты то работают в аукционном доме, то превращаются в частных арт-дилеров, а сами аукционы постоянно предлагают что-то с пометкой «частная продажа» по засекреченной цене. И также никого не удивляет, когда купленная на аукционе картина спустя полгода появляется на галерейном стенде уважаемой ярмарки, оцененная в куда большую сумму. Например, проданные полгода назад на небольшом аукционе Dreweatts & Bloomsbury панели художника середины ХХ века Мартина Баттерсби для дома актрисы и светской красавицы леди Дианы Купер сейчас выставлены на TEFAF в десять раз дороже.