Как музеи зарабатывают на кино — The Art Newspaper Russia
За последние 20 лет отношение музеев к киносъемкам заметно изменилось. В ХХ веке появление музейного интерьера в качестве декораций какого-либо фильма могло быть лишь результатом длительных переговоров и удачного для продюсеров стечения обстоятельств. Сейчас съемки на музейной натуре поставлены на поток, став настолько конвейерным производством, что в крупных музеях имеются специальные отделы, их курирующие.
Вечно нуждающиеся музеи противостоять набитому кошельку могущественной киноиндустрии, конечно, не могут. Причина же популярности музеев в кинобизнесе — мода последних десятилетий на исторические ленты и фэнтези, а также непрекращающаяся романтизация гениев и отдельных шедевров, на что так охотно клюют зрители.
Лувр: во всем виноват Леонардо
Музейщики старой школы воспринимают превращение музеев в съемочные площадки как осквернение храма искусств. Когда зашла речь об экранизации искусствоведческого детектива «Код да Винчи» (2003) Дэна Брауна, сотрудники Лувра встретили предложение кинематографистов в штыки, и только нажим Министерства культуры Франции позволил начать съемки (включая те, что с трупом). К этому времени в Лувре снимали в среднем по одному фильму раз в два года.
«Код да Винчи» вышел на экраны в 2006 году, после чего музей столкнулся с приятным фактом — появился целый пласт новых посетителей, которые были привлечены именно экранизацией. Частные экскурсоводы начали водить группы по локациям съемок в Лувре. Официальные гиды сперва это игнорировали, однако потом музей разработал полуторачасовой тур по маршрутам книги — «Код да Винчи: между правдой и вымыслом». В 2008 году здесь создали специальное подразделение, занимающееся кино. И сразу число снимаемых фильмов увеличилось до четырех-пяти в год. А в 2015-м, по данным журнала Variety, Лувр стал площадкой для 120 съемок (правда, большинство из них проходило в саду Тюильри).
В 2019 году, согласно годовому отчету, опубликованному на сайте музея, было выдано уже 660 разрешений на съемки (включая телевизионные, документальные, рекламные и фотосессии). Хотя 93% этих разрешений были бесплатными (так как были связаны с текущими выставками, имели образовательный характер и так далее), оставшиеся 45 съемок принесли €210 тыс. Отчет Лувра за 2018 год гласит, что было выдано 550 разрешений, из них 87% на безвозмездной основе, оставшиеся принесли €416 тыс.
Руководство Лувра измеряет прибыль от этих съемок не только в деньгах, но и в количестве новых посетителей. По его мнению, кино, да и музыкальные клипы (вспомним Apeshit Бейонсе и Джей Зи), экстраординарно способствуют пиару музея и привлекают новую аудиторию, причем со всего мира. В целях расширения этого направления Лувр создал фонд, предназначенный для производства фильмов именно о музее. Его продукция — «Франкофония» (2015) Александра Сокурова о Лувре в годы Второй мировой войны, «Лицо» (2009) тайваньского режиссера Цай Минляна о попытках экранизировать в музее легенду о Саломее и другие весьма интеллектуальные ленты.
От Джейн Остин до «Бриджертонов»
Музей — это не только интерьеры с экспонатами, но и особняки с садами. Особенно хорошо это известно британскому Национальному фонду объектов культурного, исторического и природного наследия (National Trust), который курирует около 500 замков, усадеб и коттеджей. По данным организации, в среднем в месяц выходит девять фильмов или сериалов, снятых на ее территории.
Одной из важных вех для фонда был выход в 1995 году на телеэкраны экранизации «Гордости и предубеждения» Джейн Остин с Колином Фертом, которая мгновенно стала культовой и задала стандарт костюмных фильмов, актуальный и сейчас. Подбор зданий в этом фильме был столь же идеален, как и кастинг, и не менее сложен. В книге «Как снимали „Гордость и предубеждение“» продюсер Сью Бертуисл и редактор сценария Сьюзи Конклин подробно рассказывают об этом процессе в отдельной главе. Практически все ключевые объекты из фильма находятся на балансе National Trust. Например, деревушка Лэкок, законсервировавшаяся в XIX веке, — в фильме она сыграла роль городка Мэритон. До этого Лэкок несколько раз снимали в кино (например, в сериале «Робин из Шервуда» 1980-х годов), однако процесс не был обкатанным.
Бертуисл и Конклин вспоминают: «В деревне Лэкок, например, на переговоры ушло пять месяцев. После того как National Trust, который здесь является землевладельцем, дал свое согласие на то, чтобы закрыть главную улицу и покрыть бетонированные поверхности землей или травой на период съемок, необходимо было согласовать действия с городским советом и полицией. Затем пришлось проинформировать письменно и по телефону жителей всех домов на главной улице». Именно на «Гордости и предубеждении», видимо, процесс и обкатали — на следующий год Лэкок использовали как натуру в экранизациях «Эммы» и «Молль Флендерс». С тех пор деревушка с экранов не исчезает — ее можно увидеть в «Гарри Поттере», «Аббатстве Даунтон», «Пустой короне», «Еще одной из рода Болейн», «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» и во многих других фильмах.
Аналогичная история произошла с Лайм-Парком, ставшим Пемберли, поместьем мистера Дарси. Ранее поместье мелькало в сериале «Шерлок Холмс» с Джереми Бреттом и в некоторых других кинолентах, но после выхода телефильма 1995 года оно неоднократно появлялось в современных перепевах историй Джейн Остин, а также в других экранизациях, например «Вдали от безумной толпы» (1998) и «Сага о Форсайтах» (2002–2003).
В 2003 году в National Trust был создан отдел, занимающийся киносъемками. Его менеджерам Харви Эджингтону и Лорен Тейлор приходится контролировать съемочные группы и создаваемый ими хаос, а также отвечать на бесконечные вопросы вроде «сколько искусственной крови мы можем вылить на этот паркет?» или «а сюда можно пустить тигра?». В марте 2020 года они опубликовали книгу «National Trust на экране» — путеводитель с кинематографическим ракурсом.
В настоящее время у фонда есть отдельный сайт-каталог, где перечислены все доступные для аренды в качестве съемочных площадок объекты — их 419. Они систематизированы. Например, за один клик можно подобрать интерьер в стиле шинуазри или с шахматным полом, готическую библиотеку или викторианскую столовую. Цены на каждый объект предоставляются по запросу.
Доход, получаемый фондом от съемок, идет на реставрацию и поддержание зданий. Отчет за 2018–2019 год гласит, что 786 фото- и киносъемок принесли ему £2 млн. В отчете за 2019–2020 год число съемок не указано, однако общий доход с них известен — £1,6 млн.
Вслед за съемочными группами в этих местах появляются толпы поклонников фильмов и сериалов. Маршрут по локациям «Гордости и предубеждения» крайне популярен и спустя четверть века после выхода сериала. Франшиза «Гарри Поттера» привлекла туристов со всего мира. «Прекрасным примером является „Алиса в Стране чудес“ Тима Бертона, снятая в Энтони-Хаусе в Корнуолле, — рассказывает в интервью Royal Television Society Лорен Тейлор. — Раньше там ни разу не было съемок, даже документальных. После премьеры количество посетителей выросло с 20 тыс. до 100 тыс. Здорово, что это число теперь никогда не возвращается на прежний низкий уровень».
Телесериал «Игра престолов» позволил отремонтировать крыши не одному и не двум зданиям National Trust. Например, североирландский замок Уорд, где снимали твердыню Старков, отныне место проведения Винтерфельского фестиваля с рыцарским турниром, соколиной охотой, средневековой музыкой и танцами. Новую волну туристов фонд ждет после выхода сериала «Бриджертоны», где было использовано множество интерьеров и садов, например Стоув-парк с храмом Венеры.
Музейные алгоритмы
Цена «по запросу» типична для большинства музеев, даже со специальными отделами, ответственными за съемки кино. Открыто публиковать прайс не стесняются только естественно-научные музеи (наверное, потому что они храмы науки, а не искусств). Американский Смитсоновский институт на своем сайте сообщает, что 1 час кинематографистам обойдется в $500, а 4 часа — в $2 тыс. Лондонский Музей естественной истории указывает, что цена зависит от размера съемочной группы и является почасовой: 21–30 человек — £700, более 80 человек — £1,5 тыс. При этом минимальный взнос должен составлять £2 тыс. в будний день и £3,5 тыс. в выходной.
Из числа крупных институций, где есть отдел, занимающийся коммерческими съемками, еще назовем Британский музей. Требования, которые он предъявляет к желающим закатить к ним свои камеры, весьма тщательно проработаны и юридически пугающи. Музей настаивает также на страховке, условия которой прописаны очень подробно.
Со страховки же начинает разговор о возможности киносъемок Галерея Уффици. Чтобы не отвлекаться на пустяки, итальянцы требуют страховой полис от возможного ущерба имуществу, людям или объектам, лимит ответственности по которому составляет не менее €2 млн.
Кроме того, музеи выбирают, о чем именно можно у них снимать. Так, National Trust отклоняет документальные фильмы, связанные с политикой и религией, например политическую агитацию или проповеди свидетелей Иеговы, также запрещены съемки с обнаженной натурой. Требует сценарий нью-йоркский Музей современного искусства (МоМА), заранее категорически отказываясь от fashion-съемок. Бостонский музей изящных искусств тоже просит предварительно прислать сценарий, а еще оплатить страховку.
Какую долю годовой прибыли составляют такие гонорары? Зависит от популярности музея, его «фотогеничности» и открытости в этом вопросе. В 2016 году британский киновед Стивен Фоллоуз опубликовал статью «Экономика локации: музеи и галереи». Он опросил 19 английских музеев и галерей об их доходах от киносъемок. Оказалось, что в общей сложности в 2014 году они заработали £1,06 млн.
Из них самой крупной оказалась прибыль Британского музея (£321 тыс.). Фоллоуз приводит данные о затратах музея на кинопроизводство — около 25% от заработанной суммы. Как правило, это сверхурочные сотрудникам, дополнительная оплата работы службы безопасности и грузчиков, которые переносят музейное имущество.
Следующие по прибыльности — Музей естественной истории (в 2014 году £133 тыс.), Музей Виктории и Альберта (£238 тыс.), Тейт (£83,9 тыс.), Имперский военный музей (£61,8 тыс.) и Национальный морской музей (£11,9 тыс.). Свои расходы на обслуживание съемок эти музеи называют ничтожными, редко у кого они достигают 10% от заработанной суммы.
Что же в России?
Кинобизнес в нашей стране не является настолько могучей отраслью, чтобы в музеях требовалось создавать целые отделы по взаимодействию с ним.
Об особенностях организации процесса нам рассказала Анна Малыгина из отдела по связям с общественностью Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. «Получая запрос на проведение съемки для художественного фильма, мы обращаем внимание на несколько главных вещей. Например, на список съемочного оборудования и состав съемочной группы. Обычно съемки художественных фильмов — очень сложный процесс, предполагающий использование громоздкого оборудования и присутствие большого количества людей. Музей в таких случаях — неподходящая площадка с точки зрения сохранности экспонатов. Затем — сценарий. Интерьеры Пушкинского хорошо узнаваемы, поэтому, даже если сюжет предполагает не конкретный музей, а некий собирательный образ, необходимо понимать, как в фильме будет представлен музей».
По словам Малыгиной, проблемой нередко становится возможность кинокомпании оплатить съемку. «Обычно мы получаем запросы о проведении съемки сцен для художественного фильма на бесплатной основе. Музей не может на это пойти. Съемки такого рода — это длительный и сложный процесс, и, чтобы не мешать посетителям, мы часто бываем вынуждены проводить их в часы до открытия или после закрытия, а также по понедельникам (выходной для некоторых сотрудников день), что предполагает переработку, и музей не может взять на себя такие расходы».
Традиционно популярны для съемок музеи-усадьбы. Возьмем, к примеру, Музей-усадьбу «Кусково». Карен Шахназаров здесь снимал «Сны» (1993), Светлана Дружинина — различные эпизоды саги о гардемаринах, а также «Тайны дворцовых переворотов».
«Работа со съемочной группой всегда начинается со сценария. Во многом от него зависит, будет ли согласовано проведение съемки. На следующем этапе проводится встреча с представителями съемочной группы непосредственно в интерьерах. Определяются будущие локации, согласовывается максимально допустимое количество человек, одновременно находящихся на площадке, съемочное оборудование и, пожалуй, самое важное — правила», — прокомментировали нам в пресс-службе музея-усадьбы.
По словам сотрудников «Кусково», эти правила в целом мало чем отличаются от общих правил посещения музея. «Но наряду с ними есть несколько специфических ограничений для съемочных групп. Например, в интерьерах нельзя использовать греющие осветительные приборы; кроме того, невозможно установить рельсы на подлинных паркетах дворца. Даже самые простые операции, являющиеся неотъемлемой частью съемки (поправить грим, например), осуществить в подлинных интерьерах не получится».
Стадия утверждения сценариев важна, поскольку что только не придет в голову современным сценаристам — а директору музея потом не отмыться! Как рассказал нашему изданию исполнительный продюсер телесериалов и кинофильмов, пожелавший сохранить инкогнито, раньше музеи — не только частные, но даже государственные — не требовали присылать сценарии, их волновал лишь денежный вопрос. Теперь ситуация изменилась: государственные музеи предварительно смотрят сценарии, но отдельные фразы править не просят, их волнует прежде всего жанр («зомби-треш снимать не пускают»).
Относительно стоимости съемок его данные таковы. «В Кускове за один съемочный день просят 250 тыс. руб., если проект длинный (больше недели) — дают скидку. Большой популярностью среди киношников пользуется частная усадьба Середниково Лермонтова. Там отличные коммуникации — и в прямом смысле, и в переносном: сотрудники усадьбы работают очень четко, и к дому проведен собственный силовой кабель, не надо привозить с собой установку. В Середникове берут 150 тыс. руб. в день, со скидкой — 130 тыс.».
В этом смысле частный музей в усадьбе Середниково следует британскому образцу ведения дел, когда дом помогает содержать себя сам. Есть и другое сходство. Например, в 2011–2012 годах здесь снимали очень популярный подростковый сериал «Закрытая школа». После этого, как рассказывал в интервью владелец усадьбы, тезка поэта Михаил Лермонтов, количество школьных экскурсий в Середниково возросло в несколько раз.