Памятник Стефану Немане: украшение города или урбанистическая ошибка? — The Art Newspaper Russia
В Белграде открыли памятник правителю средневекового сербского государства Стефану Немане, который в XII веке боролся за независимость от Византии, в 80 лет отрекся от престола в пользу своего сына, ушел в монастырь и после смерти был канонизирован Сербской православной церковью. Автор памятника — российский скульптор Александр Рукавишников, известный монументами Александру II около храма Христа Спасителя и Достоевскому у РГБ в Москве. Бронзовая скульптура весом 70 т и высотой 23 м, по оценкам экспертов, стоила около $11 млн.
Фигура Стефана Немани стоит на постаменте в виде разбитого византийского шлема. В правой руке у него меч (вначале это был крест, однако, по слухам, из-за того, что памятник установлен рядом с элитным микрорайоном «Белград на воде», построенным на деньги арабских шейхов, от него отказались), а в левой — свиток Хиландарской грамоты, как ее называют историки, «средневековой декларации независимости Сербии». Скульптор рассказал, что его вдохновляли сербские фрески и монастыри. В церемонии открытия, состоявшейся в конце января, принял участие президент Сербии Александр Вучич, назвавший автора памятника, по информации ТАСС, «одним из величайших скульпторов современности». Однако сербское общество раскололось на сторонников и противников монумента.
Критики считают, что скульптура несовместима с традиционным сербским архитектурным стилем. Из-за зловещего вида персонажа, а также золоченого основания (по замыслу это верхняя часть жезла святого Саввы), напоминающего яйцо, памятник прозвали «Саруман на Kinder-сюрпризе». Негативно о нем отозвалось и Общество сербских реставраторов искусства. Оно заявило, что скульптура является «идеологическим продуктом деспотизма». В дискуссию вокруг монумента оказались вовлечены и уважаемые сербские кинорежиссеры — Эмир Кустурица и Горан Маркович. Об их споре рассказывает сербский портал Telegraf.
Маркович написал Кустурице, входившему в жюри конкурса на проект памятника, открытое письмо, в котором обвинил его в потакании «безвкусице» и урбанистической ошибке, способной изуродовать город. «Я уверен, что тебе не нравится то, что вы выбрали, но если не можешь что-то сделать, хотя бы скажи это громко и ясно. Иначе, где же твоя душа…» — написал режиссер (среди самых известных его работ — трагикомедия «Tурне» 2008 года об актерах белградского театра, оказавшихся в мясорубке войны в Боснии). Ответ был таким же резким. Эмир Кустурица, лауреат крупнейших кинофестивалей мира, тоже в открытом письме, написал: «Нехорошо, когда атеист упоминает о душе, поэтому твой вопрос о том, „где же моя душа“, если я не дистанцируюсь от решения жюри, которое якобы уничтожит Белград, — это произвол режиссера, чьи творческие возможности иссякли…».