Оружие запорожских казаков: на живописном полотне и в музее
– Ну, знаешь, и одного более чем достаточно…
(Как украсть миллион?)
Искусство и история. Был у нас такой цикл, где рассказывалось об оружии, нарисованном художниками на тех или иных картинах. И воспринимались истории этих полотен и того, что на них было либо не было изображено, очень даже позитивно. Но вот недавно на ВО в качестве иллюстрации была использована картина «Запорожцы» (которую все знают и под другим названием, а именно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану») – картина великого нашего художника Ильи Ефимовича Репина. Причём, напомним, картина огромная – 2,03 × 3,58 м, и работал он над ней с 1880 по 1891 год. Однако я не собираюсь повторять ни сути отражённого на ней события, ни… критиковать неисторичность изображённого на ней оружия. Картину, кстати, называли на момент выхода «исторически недостоверной». На мой взгляд… непонятно за что. В любом случае, что бы и кто бы там чего ни говорил, а судьба этого полотна сложилась более чем удачно. После шумного успеха на ряде выставок в России, а также и за границей (в Чикаго, Будапеште, Мюнхене и Стокгольме), картину в 1892 году за 35 тыс. рублей купил император Александр III. В царском собрании она оставалась до 1917 года, а уже после революции попала в Русский музей.
Но если в картине всё верно, спросит наверняка кто-нибудь из читателей, то о чём же тогда можно написать? А вот как раз о том, что верно, и также о том, как художник мог бы сделать её ещё достовернее. Вообще, меня поражает то, как в то время писали подобные картины. Ну мыслимое ли это дело: 11 лет писать одно, пусть даже и такое большое полотно. И главное: ведь все типажи, что Репиным были помещены на это полотно… написаны им с натуры! Ну что, не мог он понравившегося ему человека сфотографировать, а потом с фотографии писать? Или вообще кучу натурщиков посадить, в разных вариантах их «сфоткать» и сидеть потом да красить их в разных вариантах, что б каждому музею и галерее досталось. Нет, это вот наше извечное стремление к абсолютному совершенству – оно, конечно, «того», и современного человека немного напрягает. Кстати, известный художник В. Э. Борисов-Мусатов ведь так и рисовал. Снимал людей и пейзажи на камеру «Кодак» и затем по фото делал картины, которые, кстати говоря, тоже висят в Русском музее. Но это так, к слову.
Главное, о чём сегодня пойдёт речь, это изображённое на картине оружие. Причём у нас есть возможность многие его образцы рассмотреть в деталях, хотя на картине не все они видны одинаково хорошо.
Итак, прежде всего отметим достоверность всего изображённого. Тут Репин просто мастерски перенёс на полотно образцы оружия именно того времени, которое он отразил.
Начнём с самой крайней фигуры слева. Этот человек стоит к нам спиной, и лица его мы не видим, зато видим его шикарное – иное слово тут и не подберёшь – турецкое кремневое ружьё, приклад которого отделан слоновой костью.
Такие ружья есть в целом ряде музеев, но мы сегодня обратимся к коллекциям всего лишь одного: Метрополитен-музея в Нью-Йорке. И ведь как жалко, что в эпоху Репина не было Интернета. Мог бы, никуда не обращаясь и не выходя из дома, взять его, да и написать… Причём в коллекциях музея есть что выбрать. Нет, понятно, что есть у нас и Оружейная палата, и Артиллерийский музей, и ГИМ, но… как бы там с него слишком уж много за «натуру» не запросили. Тогда как в Интернете всё даром – бери и пользуйся!
Турецкий мушкет конца XVIII века. Материалы: сталь, дерево, слоновая кость, медные сплавы, перламутр, золото, серебро, стеклянная паста. Размеры: длина 154,31 см; длина ствола 119,4 см. Калибр 12-мм. Вес 4862 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Второй за первым – тоже «человек с ружьём». О нём известно, что этот молодой человек был написан в Петербурге с сына Варвары Икскуль-Гильденбандт, и был он внучатым племянником композитора Михаила Глинки и камер-пажем. И вроде бы на картине это Андрий – тот самый младший сын Тараса Бульбы, которого тот и породил, и убил, исполняя свой патриотический долг. Правда, ружьё у него зачем-то в чехле. Интересный исторический факт, но будь я на месте маэстро – нарисовал бы и ему турецкий мушкет, только иначе изукрашенный.
Турецкий мушкет. Дата на стволе: 1151 год Хиджры (европейское летоисчисление 1738-1739); замок – 1240 год (1824-1825). Ствол, скорее всего, иранский, ложа и замок – турецкие. Это поздний образец традиционного турецкого ружья с характерным замком, шестиугольным прикладом, «шаровым» спусковым крючком без спусковой скобы и длинным стволом. Ствол датируется почти столетием раньше и инкрустирован золотом – надписью стихами, посвящённым меткой стрельбе на службе исламу. Считается, что ружья этого типа предназначались для охоты и стрельбы по мишеням. Материалы: сталь, дерево, серебро, золото, медный сплав, слоновая кость, текстиль. Длина 156,5 см. Длина ствола 120,4 см. Калибр 15-мм. Вес 5076 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Правда, рядом с ружьём у него ещё и пистолет. И тоже турецкий. Ну, хорошее оружие тогда турки делали. И украшали богато. Хотя иногда и довольно безвкусно. С чувством меры у них было явно… не очень. Тот, что у нас на фото ниже, старше примерно на 70-90 лет, но не очень сильно пистолеты у турок за это время изменились.
Турецкий пистолет, ок. 1750-1775; замок, датированный 1145 годом Хиджры (1732). Этот экстравагантно украшенный пистолет имеет ствол, сваренный из дамасской стали, датирован 1732 годом, с креплениями XIX века. Предположительно, был создан для церемониальных целей. Материалы: сталь, нефрит, золото, изумруды, гранаты, золото. Длина 52 см; длина ствола 36,9 см; калибр 15-мм. Вес 1077,2 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Дальше из вооружённых только хохочущий толстяк в красном. Есть мнение, что писал он его с профессора Петербургской консерватории Александра Ивановича Рубеца, потомка польской шляхты. Но есть и такая версия, что позировал живописцу журналист Гиляровский, так что кого точно Репин увековечил в образец этого казака, так точно и не установлено. Впрочем, нам важно то, что на поясе у него висит сабля. Выписана она очень чётко. И похожа вот на эту…
Персидская сабля шемшир. Датируется 1777-1778 гг. Это классический образец иранской сабли (шемшир) XVIII века. Лезвие из тигельной («литой») стали носит имена легендарного иранского мастера меча Асадуллаха из Исфахана и его покровителя шаха Аббаса I из Персии (годы правления 1588-1629). Поскольку имя Асадуллы встречается на лезвиях с датами от XV до XIX веков, вероятно, что большинство подписей являются фальшивыми. Материалы: сталь, дерево, кожа, слоновая кость, золото. Длина 99,7 см; длина клинка 83,1 см. Вес 784 г. Вес ножен 420 г. Обратите внимание на очень мощное и прочное перекрестие. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
И нет ничего удивительного, что сабля персидская. Во-первых, казаки «за зипунами» ходили и в Персию. А во-вторых, торговля оружием на Востоке существовала всегда. И турецкий трофей мог вполне оказаться персидской или индийской работой.
Но вот что лично мне очень интересно – были ли среди казачьих трофеев… прямые турецкие палаши? У нас принято считать, что раз турок – значит, сабля кривая. Но на самом деле как раз турецкие сабли имели относительно малый изгиб (сабля пала), и что турецкая конница также использовала палаши с клинками европейского производства. Ну вот, например, такие, как этот. По времени-то как раз всё сходится, но вот были или нет – история этого нам не сообщает.
Турецкий палаш. Рукоять и гарда, конец XVII века; клинок европейский XVII век. Чернёные серебряные ромбы типичны для османского оружия, хотя лазурит используется редко. Прямой европейский клинок предполагает, что это кавалерийское оружие носили в дополнение к более обычной восточной сабле. Интересно, что всадники в Восточной Европе XVII века часто имели одновременно и саблю, и палаш. Материалы: сталь, серебро, золото, медно-серебряный сплав (чернь), лазурит, дерево, кожа. Размеры: длина с ножнами 102,5 см; длина без ножен 101 см; длина клинка 88,3 см. Вес 827 г. Вес ножен 453 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Кстати, то, что индийские сабли были у турок в ходу – несомненно. Но вот рукояти их, исконно индийские, обычно заменялись на свои, турецкие. Уж больно непривычными они были. А так – замечательного качества клинок и традиционная рукоять, что может быть лучше?
Индийская сабля. Перевязь и ножны 1819 г. Клинок – XVIII в. Клинок, скорее всего, изготовлен в Лакхнау, Уттар-Прадеш. На рукоятке имеется золотая табличка, указывающая на то, что эта сабля была подарена в 1819 году капитану Бенгальской армии Хью Колдуэллу его командиром. Сабля украшена гравировкой и серебром, типичным для Лакхнау, где с конца XVIII века процветала отличительная школа эмалированных изделий из металла. Красочный зооморфный декор включает навершие и наконечники гарды в виде бараньих голов. Материалы: сталь, серебро, эмаль, слоновая кость, золото, стекло. Длина с ножнами 98,4 см; длина без ножен 92,2 см; длина клинка 79,1 см. Вес 1521 г. Вес ножен 1435 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Похожая сабля у казака в красном…
Другая сабля у лысого казака, развалившегося на бочке. Писана эта характерная маковка с обер-гофмейстера Георгия Петровича Алексеева, причём сего подвоха он не ожидал и очень обиделся на Репина. Впрочем, художник нарисовал ему знатный арсенал: и ружьё, и саблю, и рог с порохом – важную принадлежность воинского снаряжения тех лет.
Сабля 1522-1566 гг. Как видите, разница в 100 лет, что в одну сторону, что в другую, на турецком оружии заметна не так чтобы очень уж сильно. А эта сабля, ко всему прочему, имеет ещё и один из лучших и наиболее хорошо сохранившихся исламских клинков XVI века. Его инкрустированный золотом декор состоит из коранических надписей, которые подчёркивают верховную власть Бога, мудрость и силу его слуги Соломона. Похоже, это хитроумные намёки на османского султана Сулеймана Великолепного. Совершенно роскошное перекрестие сабли рельефно насечено золотом, а ранее было инкрустировано ещё и драгоценными камнями. Хотя рукоять – это более поздняя замена. Материалы: сталь, золото, рыбья кожа, дерево. Размеры: длина 96,2 см; длина клинка 78,1 см. Вес 1049 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Впрочем, рог с порохом это хотя и типично, но только не самый красивый вариант. Дело в том, что в качестве пороховниц использовались не только рога, но и специально выделанные пороховницы. И именно такую пороховницу Репин мастерски выписал на поясе у обнажённого по пояс казака. Считалось, что в таком «голом виде» запорожцы садились играть в карты и не смогли бы мошенничать и прятать карты в рукаве. Очень у него красивая пороховница – явно опять-таки восточной работы. Есть нечто похожее, кстати, и в экспозиции Метрополитен-музея. Причём, индийской работы…
Пороховница из Индии XVIII-XIX вв. Штат Гуджарат, произведено на экспорт. Инкрустация перламутром. Размеры: 22,9 × 15,2 × 3,5 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Ну и, наконец, вот это. Опять же оружие казака на бочке – маленькая такая деталька рядом с рогом для пороха. А ведь это не что иное, как головка кистеня – оружия простонародного, но эффективного в умелых руках.
Впрочем, есть ещё один образец турецкого оружия, которого на картине нет. Это ятаган. Но… хотя они и попадали запорожцам в руки, однако, скорее всего, не использовались. Поскольку уж очень у большинства турецких ятаганов была прихотливая рукоять. И надо было уметь таким оружием пользоваться. Так что понятно, почему нет на полотне ятагана «с ушами» на рукояти. Но вполне мог быть и ятаган с рукояткой более привычного вида, и вот почему бы такой трофей не взять? Но… не было это оружие типичным. Хотя известны замечательные образцы ятаганов с рукоятями вполне европейского вида. Например, вот этот…
Ятаган эпохи Сулеймана Великолепного (годы правления 1520-1566). Мастерская Ахмеда Текелю, возможно, иранца, ок. 1525-1530 гг. Изысканное мастерство и использование драгоценных материалов олицетворяют богатство и утончённость османского оружейного искусства. Практически идентичный ятаган есть и во дворце Топкапы в Стамбуле, и очевидно, что они оба были изготовлены в одной и той же мастерской. Золотая инкрустация на клинке изображает битву дракона и птицы-феникс. Инкрустированные золотом облака на ручках из слоновой кости, видимо, подсмотрены у китайцев и, вероятно, попали в османское искусство через контакты с Персией. Этот ятаган является одним из самых ранних известных ятаганов, и это явно турецкое оружие, отличающееся двойным изогнутым клинком и… очень простой рукоятью без гарды. Ятаганы были обычным оружием в Турции и на Балканах в XVIII и XIX веках, и носили их такие элитные войска, как янычары. Материалы: сталь, золото, слоновая либо моржовая кость, серебро, бирюза, жемчуг, рубины. Размеры: длина 59,3 см; длина клинка 46,7 см; вес 691 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Вторая версия картины 1893 года, хранящаяся в Харьковском художественном музее
Ну вот, рассмотрели мы всё оружие репиновских запорожцев, и какой же вывод? Простой – что именно так достоверно оружие на картинах и надо рисовать, а уж где ты берёшь для этого исходные образцы – в Оружейной палате Кремля или в Метрополитен-музее Нью-Йорка – совсем не важно.
Перейти к источнику