Использование трофейных немецких 30-мм пушек после окончания Второй мировой войны
Германия стала пионером в деле создания авиационных и зенитных 30-мм пушек. Орудия такого калибра являются промежуточным звеном между 20 и 37-40-мм артиллерийскими системами. По могуществу действия и эффективной дальности стрельбы 30-мм снаряды существенно превосходят 20-мм боеприпасы, и в то же время 30-мм артиллерийские системы имеют существенно меньший вес, чем 37-40-мм, и как правило значительно превосходят их по темпу стрельбы и готовому к стрельбе боекомплекту.
30-мм авиационная пушка МК.103 и зенитные установки на её базе
Руководство Люфтваффе и немецкие специалисты в области авиационного вооружения уже в середине 1930-х пришли к выводу о необходимости создания скорострельных авиационных пушек калибром более 20-мм, но менее 37-мм. Оптимальным сочли калибр 30-мм, обеспечивающий хорошую сбалансированность между мощностью снаряда, скорострельностью и массой оружия. Помимо Люфтваффе заинтересованность в таком оружии высказал флот: 30-мм пушками с высокой баллистикой моряки планировали вооружить гидросамолёты и использовать их против вражеских подводных лодок, находящихся в надводном положении, и боевых катеров.
Опыт с 30-мм пушкой МК.101 (Maschinenkanone 101), созданной компанией Rheinmetall-Borsig AG и принятой на вооружение в 1940 году, оказался не слишком удачным. Работа автоматики МК.101 была основана на коротком ходе ствола. Применение магазинного питания (ёмкостью 10-30 выстрелов) ограничивало темп стрельбы величиной 260 выстр./мин и затрудняло размещение пушки на борту самолёта. Масса орудия с барабаном на 30 выстрелов составляла 185 кг. Длина орудия – 2592 мм. Ввиду значительной массы и габаритов и по причине ограниченной ёмкости магазина, данная авиационная пушка не получила большого распространения.
Положительным моментом в истории с МК.101 для Люфтваффе стало создание весьма удачного выстрела размерности 30×184 мм. Бронебойно-зажигательный снаряд массой 455 г, с начальной скоростью 760 м/с при попадании под прямым углом на дистанции 300 м мог пробить 32-мм броню. Впоследствии в боекомплект 30-мм авиационной пушки ввели бронебойно-трассирующий подкалиберный снаряд, который на дистанции 300 м при попадании под углом 60° мог пробить 50-мм броню.
30-мм бронебойно-зажигательный выстрел для пушки МК.101
В начале 1943 года начался выпуск улучшенной 30-мм авиационной пушки МК.103, которую удалось избавить от многих недостатков предыдущей модели. Новая пушка без боеприпасов весила 145 кг. Масса ящика с лентой на 100 выстрелов – 94 кг. Схема функционирования автоматики смешанная: экстракция гильзы, подача очередного патрона и продвижение ленты происходили за счёт короткого отката ствола, а для взведения затвора и отпирания канала ствола использовался отвод пороховых газов. Запирание канала ствола производилось продольно скользящим затвором с боевыми упорами, разводящимися в стороны. Немецкие конструкторы применили воспламенение капсюля за счёт электрического разряда. Контакт передавался от бортовой электросети через корпус орудия, ствол и гильзу на электрозапальную втулку и замыкался на «контактный ударник», который, собственно, и воспламенял заряд. Питание МК.103 осуществлялось из металлической рассыпной ленты длиной 70-125 снарядов. Темп стрельбы – до 420 выстр./мин. Дальность прямого выстрела составляла 800 метров.
30-мм авиационная пушка МК.103
Боекомплект 30-мм пушки МК.103 был существенно расширен. Наиболее эффективным при стрельбе по воздушным и незащищённым наземным целям оказались: 330-граммовый фугасный снаряд 3 cm M.-Gesch. o. Zerl., содержащий 80 г тротила, и 320-граммовый фугасно-трассирующий 3 cm M.-Gesch. L’spur o. Zerl., снаряжённый 71 г флегматизированного гексогена в смеси с алюминиевой пудрой.
Для изготовления особо мощных 30-мм снарядов с высоким коэффициентом наполнения взрывчатым веществом использовалась технология «глубокой вытяжки», с последующей закалкой стального корпуса токами высокой частоты.
30-мм выстрелы для пушки МК.103 слева направо: фугасный, фугасно-трассирующий, фугасный с самоликвидацией
Поражающий эффект от разрыва одного фугасного 30-мм снаряда был сравним с попаданием трёх-четырёх 20-мм осколочно-трассирующих снарядов, выпущенных из установки 2 cm FlaK 38.
Известен только один серийный самолёт с пушкой MK.103, установленной в развале цилиндров двигателя — Do.335, а из одномоторных истребителей лишь крылья Fw.190 и Ta.152 могли выдержать отдачу и вес MK.103, размещённых в подвесных контейнерах. Поэтому 30-мм пушки этого типа устанавливались в основном на тяжёлых двухмоторных истребителях и штурмовиках.
Подкрыльевая 30-мм пушка MK.103 на самолёте Fw.190F-8
По комплексу боевых характеристик МК.103 занимала промежуточное положение между советскими 23-мм ВЯ и 37-мм НС-37 и являлась одной из лучших серийных авиационных пушек, созданных в годы Второй мировой. Эта пушка оказала существенное влияние на развитие авиационного пушечного вооружения в послевоенное время. Немецкая МК.103 имела относительно простую и технологичную конструкцию, сравнительную лёгкость разборки и сборки. Впрочем, советские специалисты, исследовавшие трофейную МК.103, пришли к выводу, что она имеет ряд недостатков, затрудняющих её применение в составе вооружения одномоторных истребителей. Слишком сильная отдача требовала применения многокамерного дульного тормоза, а резкость работы автоматики создавала повышенные ударные нагрузки.
MK.103 выпускались большим тиражом и до февраля 1945 года, и на складах скопилось значительное количество невостребованных 30-мм пушек, что стало причиной использования их в зенитных установках.
На первом этапе, где-то в начале 1943 года, наземный персонал Люфтваффе начал устанавливать 30-мм пушки на примитивные и достаточно грубо изготовленные турели, предназначенные для усиления противовоздушной обороны полевых аэродромов. Но уже в середине 1943 года специалисты концерна Waffenfabrik Mauser AG передали на испытания 30-мм зенитную установку 3 сm Flak 103/38, которой предполагалось заменить широко распространённую 20-мм зенитку 2 cm Flak 38. При создании 3 сm Flak 103/38 использовалась станина 2 cm Flak 38.
30-мм зенитная установка 3 сm Flak 103/38 в боевом положении
Переход с калибра 20-мм на 30-мм привёл к росту веса зенитной установки примерно на треть. Масса 3 сm Flak 103/38 в транспортном положении составляла 879 кг, после отделения колёсного хода – 619 кг. Расчёт – 7 человек.
30-мм зенитная установка 3 сm Flak 103/38 в транспортном положении
За счёт использования ленточного питания и ящика на 40 снарядов существенно увеличилась боевая скорострельность. Более тяжёлый 30-мм снаряд медленнее терял свою энергию, при этом максимальная наклонная дальность стрельбы по воздушным целям составила 5700 м, досягаемость по высоте – 4700 м. Согласно экспертным оценкам, эффективность 30-мм зенитной установки по сравнению с 20-мм Flak 38 возросла примерно в 1,5 раза. Установки 3 сm Flak 103/38 использовались в стационарном и буксируемом вариантах, также их размещали на шасси бронетранспортеров, в кузовах грузовиков и на железнодорожных платформах.
Следующим этапом было создание в начале 1945 года счетверённой 30-мм установки 3 cm Flakvierling 103/38. Наиболее существенным внешним отличием 30-мм счетверённой установки от 20-мм 2 cm Flakvierling 38 стали более длинные и толстые пушечные стволы, снабжённые многокамерным дульным тормозом.
30-мм счетверённая зенитная установка 3 cm Flakvierling 103/38
Масса 3 cm Flakvierling 103/38 по сравнению с 2 cm Flakvierling 38 увеличилась примерно на 30 %, что с лихвой компенсировалось возросшими боевыми характеристиками – дальностью стрельбы, увеличенным разрушительным действием снаряда и большей боевой скорострельностью. Счетверённая 30-мм установка по огневой мощи превосходила все скорострельные зенитки периода Второй мировой, за 6 секунд она могла непрерывной очередью выпустить 160 снарядов общей массой 72 кг.
Счетверённые немецкие 30-мм зенитки имели высокие боевые характеристики, но, к счастью для боевой авиации РККА и союзников, выпустили их немного. Общий заказ германского Министерства вооружений по 30-мм установкам составил 2000 3 сm Flak 103/38 и 500 3 cm Flakvierling 103/38, но промышленность Третьего рейха ввиду перегруженности и отсутствия сырья не сумела обеспечить запланированные объёмы производства. В общей сложности заказчику было передано приблизительно 500 одноствольных и несколько десятков счетверённых установок, и в связи с относительной малочисленностью они не оказали существенного влияния на ход боевых действий.
Единственной страной, где в послевоенные годы в заметных количествах стояли на вооружении 30-мм зенитные пушки, до этого использовавшиеся в вооруженных силах нацистской Германии, стала Чехословакия.
30-мм зенитные установки 3 сm Flak 103/38 на складе трофейного вооружения
Несколько батарей, оснащённых зенитными установками 3 сm Flak 103/38, развёрнутых на стационарных позициях, прикрывали военные аэродромы. 30-мм зенитки наряду с 20-мм автоматами и трофейными 88-105-мм германскими зенитными орудиями служили в ПВО Чехословакии до конца 1950-х.
Спаренная 30-мм зенитная установка 3 сm Flakzwilling MK 303 (Br)
На основе наработок фирмы Кrieghoff waffenfabrik, проектировавшей в годы Второй мировой 20-30-мм авиационные пушки, конструкторы Waffenwerke Brünn (так в военное время называлась чешская Zbrojovka Brno) по заказу Крингсмарине создали спаренную 30-мм зенитную установку 3 сm MK. 303 (Br) (также известна как 3 сm Flakzwilling MK. 303 (Br)). Основной причиной создания и принятия на вооружение во второй половине 1944 года спаренной 30-мм зенитки было желание немецких адмиралов иметь на кораблях небольшого водоизмещения и подводных лодках гораздо более лёгкие установки, по скорострельности как минимум вдвое превосходящие 37-мм автоматы 3,7 сm Flak М42, при сохранении той же эффективной дальности стрельбы. Имевшиеся 30-мм зенитки с ленточным питанием на базе 30-мм пушки MK.103 плохо переносили воздействие морской воды, требовали тщательного ухода и при эксплуатации на палубе были не слишком надёжны.
Прототипом для 3 сm MK.303 (Br) стала опытная авиационная пушка MG.301, автоматика которой сочетала комбинацию короткого отката ствола, ход которого разблокировал затвор, и газоотвода, осуществлявшего перезарядку оружия. Чешские специалисты внесли существенные изменения в конструкцию артиллерийской части. Практическую скорострельность зенитной установки было решено увеличить за счёт использования спаренных 30-мм артиллерийских автоматов.
Для стрельбы из 3 сm MK.303 (Br) использовались мощные 30-мм выстрелы с длиной гильзы 210 мм. Снаряд массой 330 г разгонялся до начальной скорости более 1000 м/с. Темп стрельбы достигал 500 выстр./мин.
Артиллерийская часть 30-мм спаренного зенитного автомата
Для повышения надёжности произошёл отказ от ленточного питания, и использовались магазины на 10 или 15 выстрелов. При суммарном темпе стрельбы 900 выстр./мин боевая скорострельность достигала 150 выстр./мин. Длина орудия стала больше и составила вместе с дульным тормозом 3145 мм при длине ствола 2,2 м, а масса возросла до 185 кг. Общий вес зенитной установки составлял примерно 1600 кг. Обеспечивался круговой обстрел, углы вертикальной наводки: от –10° до +85°.
Спаренная зенитная установка 3 сm MK. 303 (Br)
С целью сохранения ресурса ствола и снижения ударных нагрузок автоматики была уменьшена навеска порохового заряда, после чего начальная скорость составила 910 м/с. Эффективная дальность стрельбы по самолётам достигала 2500 м.
В англоязычных источниках говорится, что к концу 1944 года на заводе Брно было выпущено 32 экземпляра 3 сm Flakzwilling MK.303 (Br), а в течение первых четырёх месяцев 1945 года ещё 190 экземпляров. Зенитные установки 3 сm Flakzwilling MK.303 (Br), разработанные для вооружения боевых кораблей, на палубах монтировались очень ограниченно и в основном использовались стационарно на береговых объектах.
На базе спаренной установки 3 сm Flakzwilling MK 303 (Br) в начале 1950-х инженеры Zbrojovka Brno спроектировали буксируемую 30-мм двуствольную зенитку М53, принятую на вооружение как ZK.453 обр. 1953 г.
Буксируемая 30-мм зенитная установка ZK.453
Суммарный темп стрельбы из двух стволов достигал 1000 выстр./мин. Но так как питание зенитной установки велось из жёстких кассет на 10 снарядов, реальная боевая скорострельность не превышала 100 выстр./мин. В боекомплект входили бронебойно-зажигательно-трассирующие и осколочно-фугасно-зажигательные снаряды. Бронебойно-зажигательно-трассирующий снаряд массой 540 г с начальной скоростью 1000 м/с на дистанции 500 м мог пробить по нормали 55-мм стальную броню. Осколочно-фугасно-зажигательный снаряд массой 450 г покидал ствол длиной 2363 мм с начальной скоростью 1000 м/с. Дальность стрельбы по воздушным целям – до 3000 м. Артиллерийская часть установки монтировалась на четырёхколесной повозке. На огневой позиции она вывешивалась на домкратах. Масса в походном положении 2100 кг, в боевом 1750 кг. Расчёт – 5 человек.
Чехословацкая зенитная установка ZK.453 прикрывает позицию радиолокационного комплекса
Буксируемые зенитные установки ZK.453 сводились в батареи по 6 орудий, но в случае необходимости могли использоваться индивидуально. Основным недостатком ZK.453, как и советской ЗУ-23, является ограниченность её возможностей в условиях плохой видимости и ночью. Она не сопрягалась с радиолокационной системой управления огнём и не имела в составе батареи станции централизованной наводки.
Сравнивая ZK.453 с 23-мм ЗУ-23 советского производства, можно отметить, что чехословацкая установка была тяжелей и имела меньшую боевую скорострельность, но при этом зона эффективного обстрела была примерно на 25 % выше, и её снаряд обладал большим разрушительным эффектом. 30-мм установки ZK.453 поставлялись в Югославию, Кубу, Гвинею и Вьетнам.
Буксируемые установки ZK.453 обладали низкой мобильностью и относительно невысокой боевой скорострельностью, что не позволяло их использовать для зенитного прикрытия транспортных колонн и мотострелковых подразделений. С целью устранения этих недостатков в 1959 году на вооружение была принята самоходная зенитная установка Praga PLDvK VZ. 53/59, получившая в армии неофициальное наименование «Jesterka» — «Ящерица». Колёсная ЗСУ массой 10 300 кг имела неплохую проходимость и могла разгоняться до 65 км/ч. Запас хода по шоссе 500 км. Экипаж 5 человек.
ЗСУ PLDvK VZ. 53/59
Базой для зенитной самоходки послужил грузовой трёхосный полноприводный автомобиль Praga V3S. При этом ЗСУ получила новую бронированную кабину. Броня обеспечивала защиту от пуль стрелкового оружия винтовочного калибра и лёгких осколков.
Артиллерийская часть ЗСУ PLDvK VZ. 53/59
По сравнению с ZK.453 артиллерийская часть самоходной установки была изменена. Для повышения боевой скорострельности питание 30-мм зенитных автоматов перевели на коробчатые магазины ёмкостью 50 выстрелов. При массе одного снаряжённого магазина 84,5 кг, их замена для двух заряжающих являлась непростой процедурой, требовавшей значительных физических усилий. Скорость наводки спаренной 30-мм зенитной установки удалось повысить за счёт использования электрических приводов. В качестве резервного использовалось ручное наведение. В горизонтальной плоскости имелась возможность кругового обстрела, углы вертикального наведения от -10° до +85°. В случае крайней необходимости было возможно ведение огня на ходу. Боевая скорострельность: 120-150 выстр./мин. Общий боекомплект в 8 магазинах составлял 400 выстрелов.
Артиллерийская установка при помощи специальных направляющих, тросов и лебёдки могла быть переведена на грунт и использоваться стационарно на подготовленных позициях. Это расширяло тактические возможности и облегчало маскировку зенитной батареи при действиях в обороне.
Благодаря простоте, надёжности и неплохим эксплуатационным и боевым качествам ЗСУ PLDvK VZ. 53/59 пользовалась популярностью в войсках. До середины 1970-х годов чехословацкие самоходные «Ящерицы» считались вполне современным средством ПВО и под обозначением М53/59 пользовались популярностью на мировом рынке оружия. Их покупателями стали: Египет, Ирак, Ливия, Куба, Югославия и Заир. В Чехии последние ЗСУ PLDvK VZ. 53/59 были сняты с вооружения в 2003 году. В Словакии до недавнего времени на хранении имелось приблизительно 40 самоходных установок. Также колёсные ЗСУ сохранились в вооруженных силах Боснии и Герцеговины и Сербии.
Колёсные ЗСУ PLDvK VZ. 53/59 неплохо подходили для сопровождения транспортных колонн и зенитного прикрытия объектов в тылу. Но двигаться в одних боевых порядках с танками они не могли. В середине 1980-х в Чехословакии была создана ЗСУ BVP-1 STROP-1. Базой для неё послужила гусеничная боевая машина пехоты BVP-1, которая являлась чехословацкой версией БМП-1. Согласно требованиям военных, самоходная установка была оснащена оптоэлектронной поисково-прицельной системой, лазерным дальномером, электронным баллистическим вычислителем. На ЗСУ BVP-1 STROP-1 использовалась дистанционно управляемая артиллерийская часть от PLDvK VZ. 53/59 с эффективной дальностью стрельбы по воздушным целям до 2000 м.
ЗСУ BVP-1 STROP-1
В ходе испытаний, проведённых в 1984 году, была продемонстрирована способность поисковой системы в светлое время суток обнаружить истребитель МиГ-21 на дальности 10-12 км и с высокой точностью определить дистанцию до него. В то же время, несмотря на неплохие результаты, достигнутые системой наведения в ходе испытаний, стало ясно, что попытка скрестить новейшую электронику с зенитными автоматами, которые вели свою родословную от 30-мм пушек, использовавшихся немцами во время Второй мировой войны, обречена на провал. В СССР с 1965 года в войска поступала ЗСУ-23-4 «Шилка» с радиолокатором обнаружения, а в 1982 году на вооружение Советской Армии был принят зенитный ракетно-пушечный комплекс «Тунгуска». Использование зенитно-артиллерийских автоматов с внешним коробчатым заряжанием к тому моменту было анахронизмом, и вполне предсказуемо ЗСУ BVP-1 STROP-1 на вооружение не приняли.
30-мм авиационная пушка MG.213C/30
Незадолго до поражения нацисткой Германии концерн Mauser-Werke A. G. передал на испытания 30-мм авиационную пушку МG.213С (МК.213С/30). Всего до апреля 1945 года удалось изготовить десять прототипов. Начать поставки серийных изделий планировалось в июне 1945 года.
Конструктивно МК.213С/30 была сходна с 20-мм пушкой МК.213С/20, работы по которой первоначально вела фирма Кrieghoff waffenfabrik. Автоматика оружия была основана на сочетании газоотводной схемы с коротким ходом ствола и револьверной схеме подачи выстрелов, благодаря чему удалось совместить несколько операций и увеличить таким образом темп стрельбы.
30-мм авиационная пушка МК.213С/30
Масса пушки составляла 82 кг. Длина – 1630 мм. Длина ствола – 1295 мм. Темп стрельбы – до 1200 выстр./мин. Боеприпас размерности 30х85 мм имел электрическую систему воспламенения капсюля. Для снижения массы орудия и обеспечения высокого темпа стрельбы пришлось пожертвовать баллистическими характеристиками. Снаряд массой 330 г покидал ствол с начальной скоростью 530 м/с.
30-мм выстрел для пушки МК.213С/30
После краха Третьего рейха разработчики МК.213С/20 и МК.213С/30 осели в западных зонах оккупации, а кому-то удалось бежать в Швейцарию. В результате в США была создана и принята на вооружение 20-мм авиационная пушка М39, а в Великобритании, Франции и Швейцарии – собственные 30-мм аналоги.
Британский и французский проекты на базе МК.213 С/30 развивались параллельно и не сильно различались между собой. Так, британская Aden в первоначальном варианте использовала практически точную копию немецкого патрона 30×85В, обозначаемого как 30 x 86В. Французы в пушке DEFA 540 испытывали чуть более мощный боеприпас 30x97B. Более поздние версии британской Aden Mk.4 и французской DEFA 554 были приведены к единому взаимозаменяемому боеприпасу размерности 30×113 мм.
30-мм авиационные боеприпасы: английский патрон 30x86B пушки Aden – копия немецкого 30x85B от MG 213C-30, французский 30x97B пушки DEFA 540, англо-французский 30x113B от пушек Aden Mk.4
Английская пушка Aden официально поступила на вооружение в 1955 году и выпускалась в пяти модификациях: Mk.1, Mk.2, MK.З, Mk.4 и Mk.5. Пушка Aden Mk.4 имела вес 89 кг, длину ствола 1080 мм, полную длину 1660 мм и темп стрельбы 1200-1250 выстр./мин. В пушке Aden Mk.5 темп стрельбы был увеличен до 1500 выстр./мин. Стрельба из 30-мм пушек Aden производилась стандартными патронами 30 х 113В. Вес патрона 495 г, вес снаряда 237 г. Осколочный снаряд содержал 27 г взрывчатого вещества. Начальная скорость снаряда 805 м/с. Прицельная дальность стрельбы – до 2000 м.
30-мм пушка Aden Mk.4
Авиационные пушки Aden начиная с 1954 года использовались практически на каждом британском самолёте вплоть до появления Panavia Tornado в 1980 году.
Первая массовая серийная французская 30-мм авиационная пушка DEFA 551 с середины 1950-х устанавливалась на истребителях Dassault Mystère IV, Dassault Mystère IIC и Sud Aviation Vautour. Впоследствии пушками DEFA 552/ 552А/553/554 вооружались истребители и штурмовики французского, израильского, аргентинского и шведского производства.
30-мм авиационная пушка DEFA 554
Пушка DEFA 554 весит 85 кг. Длина – 2100 мм. Начальная скорость снаряда – 765-820 м/с. Темп стрельбы – до 1800 выстр./мин.
Всего с начала производства до середины 1990-х было выпущено свыше 14 000 пушек DEFA всех модификаций, которые поставлялись в 25 стран. Эта пушка, прототип которой был создан более 70 лет назад, является одной из наиболее широко распространённых в мире.
Самыми мощными 30-мм пушками, созданными на базе МК.213 С/30, стали швейцарские Oerlikon 302 RK и её усовершенствованная модификация Oerlikon KCA (Oerlikon 304 RK) под патрон 30х173 мм.
Бронебойно-трассирующий патрон 30х173 мм
Пушка Oerlikon 302 RK весила около 200 кг. Общая длина составляла 2972 мм. Темп стрельбы достигал 1200 выстр./мин. Снаряд массой 300 г разгонялся в стволе длиной 1982 мм до 1100 м/с, что было существенно выше, чем в британских и французских пушках, также созданных на базе германской МК.213 С/30.
Артиллерийская система Oerlikon 302 RK не имела коммерческого успеха и стала этапной в развитии швейцарских малокалиберных пушек. Несколько десятков Oerlikon 302 RK для тестирования приобрели США и Великобритания. В частности, эти 30-мм пушки устанавливались на нескольких американских перехватчиках Northrop F-89 Scorpion.
Перехватчик Northrop F-89 Scorpion
Более удачно сложилась судьба 30-мм пушки Oerlikon KCA, которую приняли на вооружение в Швеции под обозначением Akan m/75 и устанавливали на истребители Saab JA-37 Viggen.
30-мм авиационная пушка Oerlikon KCA
Ввиду использования мощного боеприпаса пушка Oerlikon KCA даже с использованием новых материалов и конструктивных решений, направленных на снижение веса, была достаточно тяжёлой и габаритной. Масса орудия составляла 136 кг, а длина 2692 мм. Бронебойно-подкалиберный снаряд массой 235 г покидал ствол длиной 1976 мм со скоростью 1385 м/с. Начальная скорость осколочно-фугасного 352 г снаряда достигала 1050 м/с. Бронебойно-подкалиберный снаряд по нормали легко пробивал 40-мм броню средней твёрдости. Темп стрельбы – до 1350 выстр./мин.
По меркам конца 1960-х – начала 1970-х пушка Oerlikon KCA считалась достаточно совершенной, и ей заинтересовались ВВС США. Швейцарская 30-мм авиационная пушка, получившая американское обозначение GAU-9/A, рассматривалась в качестве основного вооружения штурмовика Fairchild Republic A-10А Thunderbolt II, но проиграла конкурс 30-мм семиствольной General Electric GAU-8/A Avenger с темпом стрельбы 4200 выстр./мин.
Американская компания Hughes Helicopters использовала орудие GAU-9/A в съёмном пушечном контейнере Mk.4 своего производства вместо двух штатных 20-мм пушек М39А3. Подвесная установка с 30-мм пушкой КСА и боекомплектом в 125 патронов весила 476 кг. Её испытывали на истребителе McDonnell Douglas F-Е Phantom II в качестве орудия для штурмовых ударов, но от такого варианта ВВС США отказались. Впоследствии гондолами с пушками Oerlikon KCA оснащали часть экспортных истребителей Northrop F-5Е Tiger II.