На мировом арт-рынке растет спрос на непубличные сделки
Как и любой рынок, арт-рынок – это система, обеспечивающая взаимодействие продавца и покупателя. В данном случае – создателя произведения искусства с его потребителем.
Но эта схема описывает связи между арт-субъектами в самом общем виде. На деле все сложнее, и путь работы из мастерской художника в дом коллекционера, галерею или музей намного более замысловатый. И с течением времени значение разных элементов этого рыночного механизма меняется.
География искусства
Прежде всего в зависимости от того, кто является продавцом произведения искусства, важно разделять художественный рынок на первичный и вторичный.
На первичном рынке – где работы предлагаются к продаже впервые – основным продавцом принято считать арт-дилера. Иногда (гораздо реже) свои произведения продает сам художник или коллекционер, когда-то получивший работу от автора и решивший с ней расстаться. Среди коллекционеров много известнейших людей: Элтон Джон, Джек Николсон, Барак Обама, Стив Мартин. Однако самые крупные коллекционеры обычно находятся в тени – их имена ничего не скажут человеку, который не занимается искусством профессионально. Большинство из них – люди в возрасте 50–75 лет (правда, в последние годы благодаря, в частности, бурному росту стартапов и быстрому достижению финансового успеха их основателями появляется все больше молодых коллекционеров, но их доля все еще невелика). 9% крупнейших коллекционеров искусства живут в Китае, столько же – в Германии, 7% – в Великобритании, но основная масса – больше 25% – в США. Это неудивительно: США – крупнейший рынок искусства в мире, на долю этой страны приходится 44% оборота всего арт-рынка.
Если первичный рынок отвечает за ввод новых художественных произведений в оборот, то вторичный обеспечивает переход работ от одного владельца к другому. Именно этот сегмент является для арт-рынка основным – его оборот на несколько порядков превышает объемы первичного рынка. И на нем целиком властвуют профессиональные посредники – люди (дилеры, маршаны) или институции (аукционы и галереи).
Галереи vs. аукционы
Мировые продажи произведений искусства делятся между главными игроками арт-рынка – дилерами (включая институциональных – галереи) и аукционами – почти паритетно: в прошлом году на публичный сектор (аукционные торги, в том числе онлайн) пришлось 42% от общего оборота рынка искусства, на непубличный (дилеры и галереи) – 58%. Стоит, однако, заметить, что за год разрыв между публичным и частным сегментами увеличился: в 2018 г. на аукционы приходилось 46%, на галереи и дилеров – 54%. Спрос именно на непубличные сделки сегодня растет быстрее: в 2019 г. объем сделок в секторе галерей и частных дилеров достиг $36,8 млрд, что на 2% больше, чем в 2018-м, в то время как совокупные продажи на публичных торгах за год упали на 17% до $24,2 млрд.
Это уже тренд, заставляющий владельцев аукционных домов уделять большее внимание частным продажам. Например, частные продажи дома Christie’s, который в 2019 г. стал лидером рынка среди аукционных домов, выросли по сравнению с предыдущим годом на 24% до $811 млн, тогда как в публичном секторе продажи снизились на 19%, составив $4,9 млрд. Похожим образом обстоят дела и у Sotheby’s: в то время как публичные продажи демонстрируют отрицательную динамику ($4,8 млрд за 2019 г. – на 9% меньше, чем в 2018-м), частные, по крайней мере, не падают (около $1 млрд). В 2019 г. частные продажи Sotheby’s составили 17% от общей выручки компании, что является самым высоким показателем с 2013 г. Китайские аукционы Poly Auction и China Guardian, идущие по объемам продаж на 3-м и 4-м местах в мире, данных по частным сделкам не предоставили, а их публичные продажи, как и у конкурентов, упали до $1,1 млрд (-8%) и $952 млн (-9%) соответственно. А замыкающий пятерку крупнейших аукционов Philips демонстрирует непубличный сектор в особенно выгодном свете – уверенный рост частных продаж на 34% (до $172 млн) на фоне падения публичных на 8% (до $736 млн) выглядит очень убедительно. Хотя в абсолютных цифрах публичные продажи аукционов все еще серьезно превышают частные, тенденция к повышенному спросу на непубличные сделки прослеживается однозначно.
Что касается галерей, то преимущество на рынке сегодня у масштабных сетевых проектов, таких как Opera Gallery, David Zwirner, Gagosian Gallery, Hauser & Wirth, Pace, White Cube, Acquavella Galleries, действующих в США, Великобритании, Гонконге, Швейцарии и ряде других страна. Все они демонстрируют быстрый рост, а годовой оборот некоторых из них доходит до $1 млрд.
Музеи во главе процесса
Считается, что поскольку галереи и аукционы являются основными игроками арт-рынка, то именно они оказывают влияние на цены на произведения искусства и их динамику. Это так, однако ничуть не меньшее значение имеют в этом смысле музеи, а часто (особенно в последнее время) их влияние на цены оказывается решающим. Проходя через самые разные инстанции (аукционы, галереи, коллекционеров), многие арт-объекты в конечном счете оказываются именно в музейных коллекциях, что делает музеи крупнейшими покупателями на рынке искусства. Этот статус позволяет им диктовать свои правила – например, не принимать от коллекционера дар, считая его культурную ценность недостаточной. Так что если то или иное произведение искусства стоит дорого, то не в последнюю очередь из-за того, что именно музеи высоко оценили его художественную значимость. И несмотря на то что арт-рынок преображается с течением времени, музеи вряд ли потеряют на нем доминирующие позиции.