В скандал вокруг египетских древностей вовлекаются всё новые музеи — The Art Newspaper Russia
В 2019-м Метрополитен вернул саркофаг Египту, арт-дилер Кристоф Куницки и его партнер были осуждены. Но полиция начала изучать все сделки, совершенные этим кругом лиц — ведь речь шла о произведениях искусства на €50 млн. Под подозрением оказалась стела с инициалами фараона Тутанхамона, в 2016-м приобретенная за €8,5 млн в готовившийся к открытию Лувр в Абу-Даби. Покупка была одобрена комиссией под сопредседательством директора Лувра Жана-Люка Мартинеса, хотя, как сейчас выясняется, он получал предупреждающие послания, но не придал им должного значения. В результате в мае нынешнего года Мартинеса (к этому моменту уже экс-директора) и двух экспертов-египтологов вызывали на допрос по подозрению в соучастии в купле-продаже культурных ценностей сомнительного происхождения.
Первого июня, в рамках того же дела, власти Нью-Йорка изъяли из коллекции Метрополитен-музея пять египетских древностей на сумму более $3 млн. Самым ценным экспонатом был женский фаюмский портрет (около 60 года до н.э.), купленный музеем в середине 2010-х за $1,6 млн.
Все эти ценности оказались связаны с именем или собранием арт-дилера Серопа Симоняна. Он утверждает, что основу его обширной коллекции составляют приобретения его покойных братьев, а древнеегипетские артефакты он перевез в Европу еще в 1970-е, когда это можно было сделать легально. Коллекционер настаивает на том, что произведения из его собрания никак не могли быть похищены ни в 2011 году, ни раньше, так еще до этого хранились в нескольких немецких музеях.
The Art Newspaper попыталась найти музейщиков, когда-либо сотрудничавших с Серопом Симоняном. Сенсационную историю рассказала Элени Василика, экс-директор (2000–2005) Музея Рёмера и Пелицеуса в Хильдесхайме, который славится коллекцией искусства Древнего Египта. Заняв свой пост, она обнаружила, что ее предшественник, Арне Эггебрехт, заключил с Симоняном соглашение, по которому музей принимал на хранение часть его коллекции, использовал ее для выставок и время от времени что-то из нее покупал. Одна выставка на Тайване была на 30% укомплектована вещами Симоняна, причем без соответствующей пометки. Таким образом предметы получали музейный провенанс.