В Москве объявили лауреатов премии The Art Newspaper Russia — ТАСС
МОСКВА, 16 марта. /ТАСС/. Центральный выставочный зал «Манеж» в Санкт-Петербурге стал музеем года по версии газеты об искусстве The Art Newspaper Russia. Об этом было объявлено в ходе церемонии, которая прошла в выставочном зале «Манеж» в Москве во вторник вечером.
«Прошедший год был трудным и тяжелым для всех, и для нас тоже. Тем не менее, несмотря на вызовы ковидного времени, сеть наших изданий укрепила позиции глобального информационного лидера в мире искусства. The Art Newspaper Russia также продолжает свою работу, и вот уже в девятый раз мы подводим итоги года в мире искусства, размышляем о том, какие выставки, музеи, реставрации, книги об искусстве и меценаты больше всего запомнились в прошедшем году», — сказала, открывая церемонию, издатель газеты и учредитель премии Инна Баженова.
В мероприятии принял участие руководитель столичного департамента культуры Александр Кибовский. Он отметил, что церемония вручения премии The Art Newspaper Russia стала доброй традицией и является одним из знаковых событий в культурном календаре столицы.
«Сегодня она, действительно, особенная — все-таки сегодня те номинанты и победители, которые будут подниматься на сцену, заслуживают особенного нашего признания, теплоты и благодарности. Сегодня мы оцениваем заслуги, которые были сделаны в очень сложный период, когда, казалось бы, сама жизнь противоречит тому самому духу встреч творческих, возможности общения. И тем ценнее и заслуженнее эти награды», — сказал глава департамента культуры Москвы.
Главный редактор газеты The Art Newspaper Russia Милена Орлова также отметила, что прошедший год был невероятным сложным, и пандемия — беда, которая коснулась каждого. «В то же время этот год заставил многих из нас пересмотреть свою жизнь и заново открыть какие-то базовые ценности. К этому разряду базовых ценностей, я уверена, можно отнести и искусство», — сказала она.
Лауреаты премии
На звание лучшего музея, помимо «Манежа» в Петербурге, претендовали также «Новый Иерусалим» в Подмосковье и Музейный квартал в Туле. «Манеж» отметили «За умение делать зрелищные выставочные хиты, привлекающие публику и смелыми концепциями, и современным экспозиционным дизайном».
Награду в этой номинации вручила актриса Ксения Раппопорт. Она отметила, что с приходом Павла Пригары на пост директора «Манежа» эта площадка стала «пространством свободы», где проходят невероятные выставки. Она пожелала, чтобы там проводились такие выставочные проекты, которые будут помнить и спустя 100 лет.
В номинации «Выставка года» лучшим признан проект «Мы храним наши белые сны». «Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905-1969» музея современного искусства «Гараж» в Москве получил награду «За реабилитацию и исследование феноменов отечественной художественной культуры ХХ века, связанных с эзотерическим знанием». В этой же номинации были представлены выставки «Ненавсегда. 1968-1985» (Третьяковская галерея) и «Чжан Хуань. В пепле истории» (Эрмитаж).
Награду в категории «Книга года» присудили серии книг Наталии Семеновой о коллекционерах — «Сага о Щукиных. Собиратели шедевров», «Братья Морозовы. Коллекционеры, которые не торгуются?», «Илья Остроухов. Гениальный дилетант». Книги были выпущены издательством «Слово»/Slovo» в 2019-2020 годах. В этой номинации были также издания «Частные случаи» Бориса Гройса и «Это было навсегда. 68/85» Третьяковской галереи.
Приз Семеновой вручил телеведущий Владимир Познер. «Я думаю, что, наверное, самое главное, что создало человечество — это книга <…> Правда, были такие общества, которые боялись книг, которые сжигали и запрещали их. Были такие моменты в разных странах, когда книги уничтожали, чтобы люди не знали истории, потому что эта история нежелательна <…> Они ошибались, потому что всегда находится человек, который, на мой взгляд, совершает подвиг, который все равно возвращает нам историю нашей страны, нас самих. И то, что сделала Наталия Семенова, из этого разряда», — отметил он.
В категории «Реставрация года» приз вручили за реставрацию Северного речного вокзала в Москве. Учредители премии отметили быстрое и бережное восстановление архитектурного ансамбля. Также среди лучших реализованных проектов в области реставрации было восстановление Дома Наркомфина (Москва) и полотен Федора Рокотова из собрания Исторического музея.
За «Личный вклад» наградили основателей фестиваля современной городской культуры «Арт-овраг» в городе Выкса Нижегородской области Анатолия и Ирину Седых. В числе номинантов были также галерист, основатель сообщества «Шар и крест» Максим Боксер, куратор и коллекционер Марат Гельман, основатель ярмарки современного искусства Cosmoscow Маргарита Пушкина и основатель Фонда содействия развитию современного искусства Ruarts Марианна Сардарова.
Перформансы в честь победителей
Церемония награждения состояла из пяти перформансов, каждый из которых был посвящен конкретному лауреату. Главным символом стал корабль — метафора современного мира и тех невзгод, с которыми всем пришлось столкнуться во время пандемии. Как пояснили организаторы церемонии, корабль еще и символ культуры. Наполненный искусством, он ищет своего зрителя, без которого искусства не существует.
В церемонии приняли участие актрисы Мария Лапшина, Ксения Раппопорт, оперная певица, солистка Пермской оперы Надежда Павлова, оперный исполнитель, солист театра «Геликон-опера» Иван Гынгазов, исполнитель традиционного тувинского горлового пения Радик Тюлюш, московский оркестр современной музыки OpenSoundOrchestra под управлением Станислава Малышева.
Режиссерско-продюсерская группа мероприятия: режиссер, продюсер, актер, художественный руководитель «Гоголь-центра» Алексей Агранович, художник и куратор Кирилл Преображенский, художник-постановщик, сценограф Анна Наумова.
О премии
Премия The Art Newspaper Russia за достижения в области искусства учреждена в 2012 году. Ее вручают за самые значимые события прошедшего года в сфере русского искусства в России и за рубежом, а также за деятельность меценатов по развитию и сохранению культурного наследия страны. Приз — скульптура работы российского художника Сергея Шеховцова в виде перекрещивающихся, как стрелки часов, лондонского Биг-Бена и Спасской башни Московского Кремля.