В Дубае обсудили русский вклад в мировую цивилизацию — The Art Newspaper Russia
Сложная видеоинсталляция внутри павильона разработана командой под руководством главного художника Первого канала Дмитрия Ликина. На 182 дня Экспо запланировано проведение более 60 мероприятий культурной и деловой программы. Партнер культурной программы — Благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт».
На посвященной этой самой культуре встрече 11 октября не было случайных людей: за каждым выступающим стояли интересная история и уникальный опыт. По видеосвязи форум приветствовали министр культуры РФ Ольга Любимова и директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, обратившийся к аудитории на русском и арабском языках. И этот нюанс удивительно много добавил в атмосферу встречи.
Продюсер Илья Попов рассказал, что помогает созданным его командой Смешарикам и Фунтикам победоносно шагать по планете и завоевывать сердца и умы детворы. Превосходно говорящий на пяти языках балетмейстер Азарий Плисецкий (младший брат Майи Михайловны) напомнил о путях распространения русского балета по планете. И шло оно не благодаря одним только гастролям, а потому что, например, его мать Суламифь Мессерер долго преподавала балет в Японии и фактически создала там это искусство с нуля, а он сам с 1962 года десять лет работал на Кубе, и сегодня кубинская школа балета — крупнейшая (3 тыс. студентов!) и одна из сильнейших в мире.
Выступление Дэвида Мэнсфилда, директора открытой пять лет назад Дубайской оперы, оказалось тут как нельзя кстати. Он выразил мнение, что, если когда-нибудь в ОАЭ откроется школа балета, это сделают русские артисты. Вот и в день форума «Санктъ-Петербургъ опера» давала в Дубае «Риголетто», а в ноябре ожидают Диану Вишнёву.
Участие русских балета и оперы в становлении новой дубайской сцены трудно переоценить. Фактически речь идет о непрерывающихся гастролях.
Архитектор Сергей Чобан пролил свет на логику создания нашего павильона на Экспо, который похож на бедуинскую кибитку, опутанную разноцветным оптоволоконным кабелем. Архитектор в который раз демонстрирует фантастически выверенный ответ на, казалось бы, противоречивый заказ: сделать павильон и русским (его многоцветье перекликается с древнерусской архитектурой, Покровским собором на Красной площади и к тому же на символическом уровне представляет многонациональное государство, в котором живет около 200 народов), и суперсовременным (здесь легко прочитывается оммаж русскому авангарду, цель была — показать, как из линий рождается объем), и соответствие местному контексту, и эффект фокуса (все-таки Экспо — это слегка Диснейленд), и броский, почти рекламный запоминающийся образ. Внутренний объем павильона состоит из двух полусфер, вставленных друг в друга как матрешки, по периметру — пространства для деловых переговоров, ядро — свето-цвето-музыкальная инсталляция вокруг гигантской модели человеческого мозга. И в том, что мозг не смотрится комично, большая заслуга Дмитрия Ликина, создателя science based визуального контента.
Вторая половина дня была посвящена работе музеев. Вела беседу издатель международной сети The Art Newspaper, сооснователь онлайн-платформы The Art Exchange и основатель московского фонда IN ARTIBUS Инна Баженова.