The Art Newspaper Russia Film Festival: что смотреть на фестивале фильмов об искусстве — The City
С 14 по 21 сентября в Москве пройдет пятый фестиваль фильмов об искусстве, организованный The Art Newspaper. Всю неделю в столичных кинотеатрах и музеях будут показывать новые игровые и документальные фильмы, победившие на последних международных фестивалях, от криминальных историй из мира арт-бизнеса до исследования влияния аниме на мировой кинематограф. Рассказываем, на что стоит идти.
Это фестиваль, где мы показываем фильмы о художниках, скульпторах, архитекторах, фотографах. Приходите смотреть кино о хороших людях и просто хорошее кино, потому что мы обращаем внимание не только на сюжет, но и на то, как фильм сделан. В этом году наш фестиваль подружился с новой площадкой — кинотеатром «Художественный». Там мы покажем фильм «Дневники Цугуа», который рассказывает о том, как снимали кино в самоизоляции. Может быть, он не совсем буквально соответствует теме нашего фестиваля, но это интересный фильм о людях искусства.
«Утраченный Леонардо»
Фильм режиссера Андреаса Кефеда открывает фестиваль. История картины, которая вызвала восторг, скандал и судебные иски. Авторы фильма пытаются разобраться, кто же первым сказал «Леонардо» и почему там, где речь идет о больших деньгах, решающим может оказаться слово искусствоведа.
17 сентября, 19:00, Третьяковская галерея
20 сентября, 19:00, ЦДК
«Возвращение домой. Марина Абрамович и ее дети»
Марина Абрамович возвращается в Белград — город, откуда она уехала в середине 1970-х. Выставочный проект The Cleaner подводит итог 50-летнему творческому пути: после Скандинавии, Германии, Италии и Польши художница привозит свой проект на родину. Абрамович — уже классик, но перформанс — живое искусство. И главным становится вопрос, насколько молодые художники смогут повторить ее опыт и как сложатся отношения Марины с новым поколением. Фильм представит Мария Антонян — кандидат культурологии, специалист по перформансу.
14 сентября, 19:25, «Пионер»
16 сентября, 19:30, ЦДК
17 сентября, 18:30, «Гараж»
«Парижские каллиграммы»
Ульрике Оттингер вспоминает о том, как она, начинающая художница, приехала в Париж в 1960-е годы. В архивных документальных кадрах и графических работах самой Оттингер на экране оживают Сен-Жермен и Латинский квартал, литературные кафе и лавки букинистов, лидеры парижской богемы и политические демонстрации. Эта юная немецкая барышня, которая так живо воспринимает культуру чужой страны, скоро вырастет и будет слушать лекции Сартра, дружить с Бойсом, Фассбиндером и Шлёндорфом, писать пьесы и оперы, путешествовать на Камчатку и Сахалин по следам Адельберта фон Шамиссо. Фильм представит кинокритик Алиса Таёжная.
15 сентября, 19:15, «Пионер»
18 сентября, 18:00, Третьяковская галерея
19 сентября, 19:00, Мультимедиа Арт Музей
«Пепперштейн, сюрреалити-шоу»
Документальный сериал с анимационными эпизодами — творческий портрет художника и теоретика современного искусства Павла Пепперштейна. Названия серий отсылают то к личному опыту («Мама», «Папа», «Переделкино»), то к истории искусства («Создание группы „Медицинская герменевтика“), а интригующий заголовок «Сладкая тьма» — на самом деле название первой персональной выставки Пепперштейна. Единственная возможность увидеть первый сезон сериала целиком на большом экране. Фильм представит режиссер Евгений Митта.
21 сентября, 20:00, «Иллюзион»
«Дневники Цугуа»
Единственный художественный фильм — участник Каннского кинофестиваля. Здесь все не то, чем кажется. Криста, Карлото и Жоао строят вольер для бабочек и попутно решают разные хозяйственные вопросы в небольшом поместье, отрезанном от внешнего мира. Героев зовут так же, как и актеров, которые их играют. Хотя, возможно, это и не игра. В отличие от обычного дневника, который ведет счет дням, дневник Цугуа ведет, скорее, обратный отсчет — дням, оставшимся до конца изоляции. Неуловимым образом в финале все становится на свои места, и остается только оценить, как просто и тонко режиссеры пошутили или, наоборот, погрустили на тему самоизоляции.
19 сентября, 19:00, «Художественный»
«И вдруг все расцвело»
Куратор Рижской биеннале современного искусства Ребекка Ламарш-Вадель превратила закрытую из-за пандемии экспозицию в съемочную площадку фильма: в ленте запечатлены все произведения искусства, которые были представлены на биеннале. Фильм имитирует один непрерывный кадр — отражение границы и мира, подвешенного между старым и новым временем. Перед фильмом пройдет дискуссия о форматах биеннале. Среди спикеров директор Рижской биеннале современного искусства Анастасия Блохина и куратор музея «Гараж» Валентин Дьяконов.
15 сентября, 18:30, «Гараж»
«Поездка в Токио»
Роуд-муви, которое постепенно превращается в фильм-портрет: за рулем винтажной «Альфа-Ромео» лауреат Притцкеровской премии по архитектуре Рюэ Нисидзава едет в Токио и попутно рассказывает о себе и своем городе. За окнами дождь, виды Токио в черно-белом кино иногда напоминают кадры из снимавшегося там «Соляриса» Андрея Тарковского. Фильм представит Ася Зольникова — архитектурный журналист, куратор архитектурной школы МАРШ, автор Telegram-канала «Домики».
17 сентября, 19:30, «Пионер»
19 сентября, 19:00, «Иллюзион»
Билеты от 300 до 500 рублей, доступны на сайте.
Читайте также