Способна ли ярмарка Art Berlin оживить немецкий арт-рынок — The Art Newspaper Russia
Этой осенью художественная среда Германии, затаив дыхание, следила за дебютом ярмарки Art Berlin, запущенной бывшими конкурентами: Майке Крузе, которая ранее была директором ныне не существующей ярмарки Art Berlin Contemporary (ABC), и Даниелем Хугом, директором почтенной кельнской ярмарки Art Cologne. Если новый смотр искусства, сочетающий спонтанную смелость ABC с утонченностью и прибыльностью успешной и давно работающей Art Cologne, будет иметь успех, это может стать ключом к решению проблемы Берлина — города, богатого на художников и дилеров, но страдающего от практически полного отсутствия местного рынка.
Берлинская головоломка
По данным социологического опроса, в 2010 году в столице Германии проживало более 6 тыс. художников, в числе которых были такие знаменитости, как Олафур Элиассон, Моника Бонвичини и Катарина Гроссе; эта цифра продолжает расти. Около 15% экспонентов Art Basel приезжают из Германии, и в последние лет десять преимущественно из Берлина. При таком уровне школ, галерей, кураторов и коллекционеров и относительной стабильности экономики Германия должна была бы быть гигантом на арт-рынке. Но в реальности ситуация совсем иная: ее скромная доля на мировом рынке искусства составляет от 2 до 4%. Красноречив и тот факт, что ни одна из мегагалерей — ни Gagosian, ни Hauser & Wirth, ни David Zwirner, ни Pace — не решается выйти на немецкий рынок.
Но все же, несмотря на такие условия, некоторые ярмарки предпринимают (с переменным успехом) попытки оживить ситуацию. Появление Art Berlin, которая, по сути, является попыткой реинкарнации коммерчески неуспешной ярмарки ABC, было встречено с умеренным энтузиазмом. Art Berlin (14–17 сентября) посетили 33 тыс. человек, что немногим выше посещаемости ABC. Но в ноябре дебютировал еще один новый игрок — Art Düsseldorf (17–19 ноября), ставшая второй после India Art Fair в ряду региональных ярмарок, приобретенных MCH Group, которой принадлежит Art Basel. Если прибавить к этому Art Karlsruhe (22–25 февраля 2018 года) с более чем 200 экспонентами в Карлсруэ с его знаменитым Центром искусства и медиатехнологий под руководством Питера Вайбеля, получается, что теперь в Германии есть четыре крупные ярмарки модернизма и современного искусства. Смогут ли они выжить?
Регионализм против глобализма
Организатор Art Düsseldorf, управляющий директор по ярмаркам дизайна и региональным художественным ярмаркам MCH Group Марко Фаццоне говорит: «Мы не стремимся ни подражать, ни конкурировать с глобально ориентированной и сильной Art Basel». Он надеется, что Art Düsseldorf и другие их ярмарки будут «развивать собственный характер и независимость, способствуя укреплению важных и многогранных региональных рынков».