Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь — The Art Newspaper Russia
Ирина Шуманова тоже рассказывает о своих первых впечатлениях от этого материала: «Ощущение шока и восторга. Восторг был сильнее. Инна Константиновна, может быть, сразу поняла, чем это обернется для ее отдела реставрации. А я внутренним зрением видела эту графику уже в экспозиции. Это то, чего нам не хватало для характеристики эпохи модерна. Предваряя упреки в том, что архитектура не совсем тема Третьяковской галереи, не наш материал, уточню: наша задача — показать, что Щусев — великий график, а не только архитектор. Мы пополнили именно фонды графики».
Последние девять лет реставрационный отдел занимался постепенным приведением в порядок этой коллекции, однако основной и наиболее ударный труд начался в 2022-м, когда стало ясно, что в конце года состоится выставка. Первые результаты работы, несколько листов, уже были представлены на выставке «Мастера возрождения. Реставрация графики. 2010–2022», которая проходила в музее с мая по ноябрь этого года, и вошли в число самых примечательных ее экспонатов.
По словам Инны Солововой, помимо плесневых грибов, поразивших обширные участки бумаги, среди главных врагов щусевских шаблонов оказался силикатный клей, которым кто-то, очевидно позже, пытался починить их. В месте нахождения щелочных сгустков при попадании воды обычно возникает химическая реакция, влекущая появление отверстия. Необходимо было принимать срочные меры по обезвреживанию таких мест, пока этого не произошло.
Проблемой стал и формат рисунков. «Работал весь наш отдел: одному человеку физически невозможно даже просто аккуратно перевернуть лист таких размеров. Был создан огромный специальный стол, занявший практически все свободное пространство в мастерской, на котором мы могли разместить эти двух-, трехметровые рисунки. На нем мы проводили лабораторные исследования повреждений, удаление различных загрязнений, обеспыливание; осуществлялась нейтрализация, промывание, склеивание разрывов, восполнение утраченных фрагментов, удаление лишней влаги, прессование… Отдел работал как единый организм, мы интуитивно чувствовали следующее движение друг друга, работая в унисон. Такое в нашей мастерской бывало и раньше, но могу сказать определенно: не в таком масштабе и не в сжатом отрезке времени. Мы приобрели огромный опыт, причем однообразной эту работу назвать нельзя. Разнообразие использованных Щусевым техник и материалов колоссальное. Мы поработали практически со всеми их видами, прямо по списку: акварель, гуашь, белила, бронзовый пигмент, пастель, уголь, соус, многообразные типы карандашей, восковые мелки, уникальная печать, бумага на холсте, различная калька, всякого рода картон, ватман…» — говорит Инна Соловова.