Премии The Art Newspaper Russia достались Речному вокзалу и «Арт-оврагу» — РБК Стиль
Церемонию открыли издатель The Art Newspaper Russia и учредитель Премии Инна Баженова, главный редактор газеты Милена Орлова и Александр Кибовский, руководитель Департамента культуры Москвы.
«Редакция газеты считает особенно важным отметить те события, которые включают Россию в интернациональный художественный контекст, пропагандируют российское искусство за рубежом и в то же время позволяют нашим зрителям увидеть и оценить мировое искусство», — говорится в пресс-релизе, поступившем в «РБК Стиль».
Музеем года был признан Центральный выставочный зал «Манеж» (Санкт-Петербург) за «умение делать зрелищные выставочные хиты, привлекающие публику и смелыми концепциями, и современным экспозиционным дизайном». В последние два года музей среди прочих устраивал выставку-соревнование «Дейнека/Самохвалов», экспозицию «Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России», смотр фотоагентства Magnum.
«Если прибавить к этому активную поддержку public art, целенаправленный поиск молодых талантов, лекции директоров крупнейших художественных музеев: Манюэля Рабате, директора Лувра Абу-Даби; Ральфа Ругоффа, куратора Венецианской биеннале 2019 года; Айке Шмидта, директора Галереи Уффици, — станет понятно, почему петербургский «Манеж» генерирует смыслы и создает ситуацию в современном искусстве в масштабах страны», — подчеркнули организаторы премии.
Премию в номинации «Выставка года» получила экспозиция в Музее современного искусства «Гараж» (Москва) «Мы храним наши белые сны. Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969». Кураторы выставки — Екатерина Иноземцева и Андрей Мизиано, а также команда научных консультантов — удостоились премии за «реабилитацию и исследование феноменов отечественной художественной культуры ХХ века, связанных с эзотерическим знанием». Выставка в «Гараже» — результат двухлетнего исследования и работы с рукописями, документами, образцами эзотерической живописи, графики, скульптуры и визуальными материалами.
Премию «Личный вклад» получили Анатолий и Ирина Седых, основатели фестиваля современной городской культуры «Арт-овраг» в городе Выкса Нижегородской области. Их проект выбрали за то, что он превратил региональный промышленный центр в столицу паблик-арта. Основанный десять лет назад «Арт-овраг» преследовал цель отвлечь подрастающее поколение от дурных привычек, но в итоге изменил облик Выксы. Из Парижа в Выксу приезжал Эрик Булатов, чтобы создать самое большое в своей жизни произведение — гигантскую роспись «Стой — иди. Амбар в Нормандии» площадью 2,5 тыс. кв. м. В городе появилась сотня эффектных арт-объектов от первых имен стрит-арта, таких как Алексей Лука (Luka), Миша Мост (Most), Женя Оззик (0331с), Слава ПТРК, Тимофей Радя.
В категории «Книга года» премия досталась Наталии Семеновой и серии книг о коллекционерах: «Сага о Щукиных. Собиратели шедевров», «Братья Морозовы. Коллекционеры, которые не торгуются?», «Илья Остроухов. Гениальный дилетант» («Слово»/Slovo, 2019–2020). Жюри присудило награду с формулировкой «За многолетний труд по возвращению в историю имен и заслуг великих коллекционеров дореволюционной России и их популяризацию за рубежом».
«Реставрацией года» признали проект Северного речного вокзала (Москва) компании «Артстройтехнология» под руководством архитектора Константина Беляева — «За феноменально быстрое и бережное восстановление выдающегося архитектурного ансамбля и возвращение ему прежних функций».
Здание, завершающее проект канала Москва — Волга, разрушалось несколько десятилетий, пока в 2017 году вокзал не восстановили: отреставрировали стены из мрамора, мозаичные полы, живописные плафоны, бронзовые люстры, привели в порядок монументальную скульптуру, расписные панно, фонтаны, часы с курантами и подвижный 27-метровый шпиль, увенчанный позолоченной звездой в самоцветах. А кроме того, благоустроили 1,5 км набережной, открыли павильоны с кафе и капитально отремонтировали 17 причалов.
Ежегодная премия The Art Newspaper Russia отмечает самые значимые события года в сфере искусства в России, научные исследования, деятельность по сохранению культурного наследия страны, а также вклад меценатов в развитие искусства.
Лауреатами становятся проекты, получившие признание широкой публики и профессионального сообщества. Приз представляет собой скульптуру работы Сергея Шеховцова в виде перекрещивающихся Биг-Бена и Спасской башни Московского Кремля. Также в честь лауреата устраивается перформанс.