«Зарядье» как филиал Мариинского театра
Пока Большой театр ищет разумный выход из создавшейся в Москве из-за новых коронавирусных ограничений ситуации, лимитирующей продажу мест 25%-ной квотой, Мариинский ведет экспансию на столичный музыкальный рынок. Открытый Гергиевым в Москве фестиваль «Зарядье», заманивающий столичных меломанов программой, состоящей сплошь из музыкальных деликатесов, – часть большой стратегии руководства Мариинки по культурной оккупации Москвы. Достижением Гергиева не только как музыканта, но и как администратора стало основание Московского Пасхального фестиваля, который в этом году должен был пройти в 19-й раз, но помешал ковид. Но одного Пасхального фестиваля было явно мало, чтобы окончательно укорениться в Москве, на территории «заклятых коллег» из Большого. И открытие зала «Зарядье» стало отличным поводом для проведения календарно симметричного осеннего фестиваля Мариинского театра прямо в сердце столицы.
Экспансия Мариинки
Хотя «Зарядье» проходит только во второй раз и не наработало еще впечатляющего портфолио, статусности фестивалю не занимать. Да и сам концертный зал в Зарядье уже успел стать негласной территорией Гергиева. Он не только лично открывал «Зарядье» в 2017 г., но и возглавил наблюдательный совет, ведающий творческим развитием концертного зала (сейчас, правда, вместо списка членов совета на сайте «Зарядья» красуется многозначительное «Ошибка 404. Самое время насладиться музыкой»). Кстати, стоит напомнить, что именно здесь, на этой сцене, происходила инаугурация мэра Сергея Собянина.
Помимо Москвы есть вся Россия, которой Мариинский театр тоже постепенно прирастает: количество официальных «Мариинок» уже приближается к 10. Загибаем пальцы: «Мариинский-1» – историческая сцена; «Мариинский-2» – новая сцена с неудавшимися общественными пространствами и изумительным залом, «Мариинский-3» – концертный зал в Санкт-Петербурге. Но это только вторая столица. Продолжаем считать: Национальный оперный театр и филармония во Владикавказе, на родине Гергиева, – «Мариинский-5». Пропущенным в списке «Мариинским-4» какое-то время именовали новый Театр оперы и балета во Владивостоке, который в итоге превратился в Приморскую сцену Мариинского театра. Эта сцена стала местом притяжения для любителей классики не только из России, но и из Японии, Кореи, Китая. В этих странах цифру 4 очень не любят, видя в ней символику смерти. Ее стараются избегать везде: в отелях, в нумерации этажей. В храмах искусства, видимо, тоже. Скорее всего, именно поэтому «Мариинку-4» политкорректно переименовали в нечто менее травмирующее азиатских соседей.
Концертный зал «Зарядье», конечно, подчиняется департаменту культуры Москвы и ведет обширную репертуарную деятельность, совсем не ограничивающуюся выступлениями Гергиева, его коллектива и его прославленных гостей. Но если гегемония худрука Мариинского будет здесь усиливаться (а это вполне вероятно), настанет день, когда «Зарядью» впору будет примерить майку с номером 6 – внутренний демон петербуржцев, уязвленных низведением Санкт-Петербурга до статуса провинции, в этом случае будет вполне удовлетворен. Если же такого не случится, «Мариинский-6» появится в Кемерове. По крайней мере, в доковидные времена были планы открыть Мариинку в Кузбассе уже в 2023 г. И в минувшем октябре губернатор региона Сергей Цивилев эти сроки подтвердил.
Но вернемся в нынешнюю неласковую осень. Открывшийся 15 ноября фестиваль «Зарядье» начал с беспроигрышных Ленинградской симфонии Шостаковича, увертюры к опере Глинки «Жизнь за царя» и Второго концерта Прокофьева (солировал лауреат XVI конкурса Чайковского Александр Канторов). В ближайшие две недели москвичей ждут исключительно звезды и премьеры. Здесь и Концерт для фортепиано № 20 Моцарта с солистом Николаем Луганским, и московская премьера оратории «О любви и ненависти» Софии Губайдулиной. В драматической легенде Гектора Берлиоза «Осуждение Фауста» выступят Екатерина Семенчук и Ильдар Абдразаков. Страдивари-ансамбль исполнит сочинения Форе, Дебюсси и Шуберта (дирижер – Лоренц Настурика-Гершовичи). Приношение Бетховену, чей юбилей отмечается в 2020 г., совершит Денис Мацуев, который исполнит Концерт для фортепиано с оркестром № 3. В тот же вечер Мариинский оркестр подарит слушателям «Весну священную».
Чрезвычайно интересна балетная часть фестиваля. Столичная публика увидит московскую премьеру «Дафниса и Хлои» в постановке Владимира Варнавы, а также целую программу из балетов Алексея Ратманского («Семь сонат» и Concerto DSCH). Жаль, что в последний момент из афиши выпал «Лунный Пьеро», обещавший стать хитом фестиваля. Зато остался другой сюрприз: в заключительном концерте, запланированном на 28 ноября, выступит обладатель второй премии конкурса Чайковского – 2018 японский пианист Мао Фудзита. Кроме того, всего на четыре дня позже мировой премьеры в Петербурге в «Зарядье» будет исполнен концерт для чтеца и струнного оркестра «Приключения обезьяны» Родиона Щедрина. Композитор посвятил его памяти Майи Плисецкой и взял за литературную основу рассказ Зощенко, который любила великая балерина.
Тревожная обстановка тотальных ковидных закрытий заставила москвичей понервничать. Однако фестиваль продолжается, несмотря на пресловутую 25%-ную квоту по заполняемости зала. Возможно, просто повезло. А возможно, главную роль сыграло заступничество доброго гения Валерия Гергиева, который смог вернуть к жизни Мариинку уже в июле, когда все театры еще переживали коронавирусный паралич. На этом фоне как не вспомнить пресс-конференцию директора Большого театра на одном из Санкт-Петербургских культурных форумов. На вопрос, когда же публика увидит гастроли главного театра страны в культурной столице, Владимир Урин ответил, что это очень затратное мероприятие, под которое нужно искать дополнительное финансирование или партнеров. Слов нет, в Большом всегда аншлаг, коллективу не до внутренних гастролей. Но Мариинка, похоже, пошла по другому пути. Гергиеву каким-то образом удается решение всех организационных вопросов, что и позволяет его театру окучивать культурные грядки по всей России.