Патрик Уркад: «Правил нет — лишь поиск новых способов представить произведения» — The Art Newspaper Russia
По первому образованию вы историк искусства. Но дизайнер интерьеров — совсем другая профессия. Как вы сменили одно ремесло на другое?
Прежде всего я художник. Я исследовал множество форм, в том числе фотографию, я был арт-директором французского Vogue в 1980-е, я делал видео, а сегодня меня главным образом увлекает изучение и создание монументальной скульптуры.
В юности я часто менял увлечения. Из историка архитектуры я превратился в арт-директора, работающего с фотографами. Родители были в смятении, но моя крестная, тоже художница, написала им письмо, в котором объяснила, что не стоит мешать мне. Я должен был создать самого себя. Очень рано я осознал, что мой мозг может реагировать на несколько запросов одновременно, главное — хорошо распланировать задачи.
Вы были куратором частных коллекций и декоратором домов Карла Лагерфельда. Каким главным навыкам вы научились у него?
Мы с Карлом обменивались не только идеями, но и культурами, и он тоже быстро переходил с одной темы на другую. Как и я, он верил, что наш мозг — это мышца, которую надо заставлять работать. Он в совершенстве знал культуру Центральной Европы, а я был экспертом во французском искусстве и в искусстве делать дома и сады à la française — на французский манер.
В качестве дизайнера вы подготовили две большие выставки в Версале.
Да, для экспозиции «XVIII век. У истоков дизайна» я не только делал сценографию, но и придумал и курировал эту выставку. Так что я предельно четко представлял себе ее идею. Для второй выставки, «Увеселения и праздники королевского двора», я создал специальные видео, предлагавшие посетителям глубже погрузиться в реконструкцию королевских праздников, которые мы чаще всего видим на черно-белых гравюрах. Сценография была призвана спровоцировать посетителя, заставить его занять место зеваки на празднике.
Как ваше искусствоведческое образование помогает вам выстраивать пространства?
Карл Лагерфельд говорил: «Создавать лучшее будущее из лучших элементов прошлого». Он считал автором этой сентенции Гёте. Важнее всего помнить уроки прошлого, которые помогают нам двигаться вперед. Если история людей часто повторяется, то история искусства не перестает развиваться.