Он-каваривание по-монастырски: искусство концептуальной медитации — The Art Newspaper Russia
На снимках запечатлено одно и то же место — огороженная зона стройки у метро «Сокольники». Можно увидеть, как идут работы, меняются баннеры на заборе, мелькают случайные прохожие. Монастырский высвечивает в Photoshop отдельные детали и области: от человека до примостившегося на ступеньке голубя, от брошенной кем-то пластиковой бутылки до целых фрагментов пространства. Но, несмотря на все высвечивания, по сути в фотографиях ничего не меняется: просто городская жизнь течет своим чередом.
В какой-то момент, совершенно внезапно, на снимках появляются золотые узоры, напоминающие то ли созвездия, то ли соединенные точки на схеме метро, то ли даосские диаграммы из «Книги перемен», а сами «высвечивания» усложняются, превращаясь в какие-то внеземные объекты, зависшие в небе над Москвой. Ты будто получаешь галлюцинаторный опыт от длительного всматривания в одну точку. Эти явления-галлюцинации производят, вероятно, тот же эффект, что и внезапное появление двух человеческих фигур на противоположном краю пустого заснеженного поля в первой, хрестоматийной акции КД «Появление».
Но это лишь один событийный слой фотосерии. Второй разворачивается на уровне дат в уголках (08.10.2021 — 06.10.2022), которые частично совпадают с началом фатальных перемен в нашей жизни, произошедших в 2022 году. Этот историко-контекстуальный фон существенно меняет восприятие увиденного. Философ Ролан Барт писал в эссе Camera Lucida, что, глядя на детское фото своей мамы, он невольно думал о том, что ей предстоит умереть — и дрожал «в преддверии катастрофы, которая уже имела место». Так и тут: глядя на ту часть фотографий, что была сделана Монастырским еще в пандемийный период, кажущийся нам теперь относительно благополучным, мы дрожим в ожидании того, чему только предстоит случиться.