Хроники рода Медичи: от ссудной лавки до Святого престола — The Art Newspaper Russia
Историю итальянского и европейского Возрождения невозможно не только изучать, но даже представить себе без упоминания Флоренции. Если уподобить Ренессанс человеческому организму, то Флоренция окажется и головой, и сердцем культурной революции. В купеческой республике примерно две сотни лет удавалось сохранять шаткое равновесие между патрициями и плебеями, «жирными» и «тощими», тиранией и демократией. В той обстановке расцвело новое искусство — творчество Джотто, Данте, Брунеллески, Донателло, Мазаччо. Да и сами власти Флоренции стремились к зримому воплощению ее нового величия. Но в XV веке экономическое и политическое равновесие сильно пошатнул банкирский дом Медичи. Его представители, Козимо и Лоренцо, стали фактическими «отцами города».
История знаменитой династии — одна из областей научных интересов Марчелло Симонетты, незаурядного исследователя, защитившего диссертацию в Йеле, научного сотрудника университета «Ла Сапиенца» (Рим), Американского университета (Париж), проекта «Архив Медичи» (Флоренция). Наиболее крупное его сочинение — стихийно сложившаяся трилогия о доме Медичи: «Загадка Монтефельтро», «Лисы и львы» и «Екатерина Медичи». Любопытно, что Симонетта занимается также историей Наполеоновских войн и написал научную биографию самого неординарного из братьев Наполеона — Люсьена Бонапарта.