Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке — The Art Newspaper Russia
Однако, повторимся, проект, хоть и имеет фамилию Семирадского в заглавии, не посвящен исключительно ему. Также он рассказывает о других авторах, использующих познание античности как способ познания окружающей вселенной. «Мир Семирадского строится на дихотомии прекрасного и ужасного, — говорит куратор. — Впервые я показала этот метод на выставке „Пленники красоты“. Это были салонные произведения, ранее спрятанные от широкой публики, находившиеся в пренебрежении». Выставка 2011 года прошла в Третьяковке с большим успехом, доказав, что современному зрителю интересны и гармония поздних академистов (Генрих Семирадский, Константин Маковский и прочие), и их интеллектуальные ребусы. Новый проект становится, таким образом, логическим продолжением «Пленников красоты». Помимо Семирадского, тут будут представлены его современники, работавшие в том же жанре, в частности Федор Бронников и Василий Смирнов (любопытно, что их работы Павел Третьяков, в отличие от произведений поляка, покупал). В первую очередь, это «русские римляне» из круга Семирадского, вращавшиеся в его орбите в Италии: Степан Бакалович, Вильгельм Котарбинский, Павел и Александр Сведомские. Музей-заповедник «Павловск» предоставит произведение главного конкурента Семирадского на мировой арене — Лоуренса Альмы-Тадемы «Розы. Наслаждение любовью», купленное Николаем II. Вся эта феерия красок природы и голубых небес Средиземноморья будет разбавлена скульптурами того же времени и стиля — произведениями Пия Велионского, Николая Лаверецкого. Из более ранней эпохи в Третьяковку заглянут рельефы Федора Толстого. Античные подлинники и слепки предоставил Пушкинский музей. Помимо ваз, масок, канделябров и статуй, это будут копии артефактов, которые Семирадский знал, ценил, писал и коллекционировал. Например, античный треножник, найденный в Геркулануме, который он писал несколько раз, — москвичам он хорошо известен по копии, заказанной профессором Иваном Цветаевым.