Ереван: современные ценности на древней земле — The Art Newspaper Russia
Любителям древностей стоит посетить и Матенадаран — Институт древних рукописей имени Месропа Маштоца, создавшего в 405 году армянскую письменность. Над проспектом, носящим его имя, возвышается строгое здание из серого базальта, где хранится более 20 тыс. древних рукописей, многие — богато иллюстрированы.
От Театра оперы и балета, расположенного в самом оживленном месте города в окружении уютных скверов и кафе, за несколько минут можно дойти до архитектурного комплекса «Каскад», монументального сооружения из пяти террас с водопадами и фонтанами, ведущих к смотровой площадке, откуда открывается панорама города и вид на двуглавый Арарат.
«Каскад», задуманный еще Таманяном, начали строить в 1970-е, затем строительство остановилось из-за нехватки средств и возобновилось в 2002 году на деньги американского бизнесмена и коллекционера Джерарда Гафесчяна, открывшего внутри «Каскада» в 2009 году Центр искусств для показа современного искусства. А террасы и сквер перед «Каскадом» украсили работы звездных скульпторов современности, тоже из коллекции Гафесчяна: Фернандо Ботеро, Жоаны Вашконселуш, Жауме Пленса, Барри Флэнагана, Линна Чедвика.
Здесь же находится Музей русского искусства конца XIX — начала ХХ века — собрание врача, московского профессора Арама Абрамяна (1898–1990), которое он завещал Еревану. Это более 350 произведений живописи и графики — от «Мира искусства» и «Голубой розы» до «Маковца» и ОСТа. Об уровне собранного нам говорит хотя бы то, что вступительную статью к первой публикации коллекции написал Дмитрий Сарабьянов, главный эксперт по этому периоду.