Датскому портретисту русской императрицы отдают дань в Эрмитаже — The Art Newspaper Russia
Мы говорим — Эриксен, подразумеваем — Екатерина II. Один из двух ее портретов — а то и оба — кисти датского художника обязательно найдется на страницах книг про «мать Отечества» (так с 1767 года официально величали императрицу). Речь идет о конном портрете и портрете в коронационном платье. На первом Екатерина изображена на белом коне по кличке Бриллиант, возвращающейся из Петергофа в Петербург после отречения Петра III. На ней мужской костюм Александра Талызина, подпоручика Семеновского полка, активного участника переворота 1762 года. Художник гордился своей работой, подписав ее: «Вигилиус Эриксен датчанин изобрел и написал». На втором — Екатерина позирует в коронационном платье. На ней знаменитая алмазная корона Позье — Экерта, созданная по случаю коронации. С тех пор эту корону надевали все, по выражению Николая II, «хозяева земли Русской».
Под знамена своей основательницы Эрмитаж собрал на выставку 81 работу — картины, рисунки, гравюры, золотые табакерки — из крупнейших музеев обеих российских столиц. По понятным причинам картины Эриксена, которые хранятся в Дании, не приехали, но и без них проект получился интересным.
Центром выставки куратор Елизавета Ренне сделала три роскошных портрета.
Помимо екатерининского конного, это изображения на лошадях братьев Григория и Алексея Орловых во время знаменитой «карусели» 1766 года. Это был турнир по верховой езде, дамы также участвовали. Прототипом послужила парижская «карусель» 1662 года. Григорий был одет в костюм римского императора, Алексей — командующего турецким войском. Братья вышли в финал состязаний. Победил, как несложно догадаться, Григорий, в то время фаворит Екатерины. Рядом с этими портретами показан и тот самый мундир Талызина. Ранняя екатерининская эпоха в полный рост.