Арт-группа «Чемпионы мира»: вопросы в будущее — The Art Newspaper Russia
Параллельно четыре друга учились в Краснопресненской художественной школе, исключительном учебном заведении, где в свое время преподавал Виталий Комар и откуда вышло немало художников и архитекторов (например, Сергей Скуратов). В те годы кумирами будущих «чемпионов» были импрессионисты и Поль Сезанн.
После школы Гия Абрамишвили поступил в МГИМО, Андрей Яхнин — в МАРХИ, Константин Латышев стал студентом Строгановки и позже — МГПИ, Борис Матросов обошелся без формального образования. Трое из них в середине 1980-х сходили в армию, а затем они образовали группу «Чемпионы мира».
Название понятно: хотели мировых рекордов. Они вообще нередко пародировали спортивные и военные ритуалы — писали картины по приказам, которые сами друг другу и печатали.
Как вспоминал Гор Чахал, арт-практика была весьма эксцентрична. Например, в Крыму организовали акцию по мытью скал. Или отправились в Питер на «Волге» (акция «Новые передвижники»), забив багажник картинами, и по пути прямо на дороге демонстрировали произведения случайным зрителям — тем же образом, каким обычно вдоль трасс торгуют грибами и ягодами. Или проект «Анти-Сотбис» — пародийный аукцион, где среди прочего продавали кастрюлю борща, в которую Гия Абрамишвили окунал голову.
После настоящего аукциона Sotheby’s 1988 года, куда их по чистой случайности не пригласили, но где стало ясно, что современное искусство может что-то да стоить, «Чемпионы мира» начали распадаться, каждый участник уже ставил личную подпись под своей работой.
Что удивительно — их фиглярство не кануло в Лету, хотя должно было, так как слишком ненадежны были материалы (часто водоэмульсионка и бумага). И тем не менее сегодня без упоминания «Чемпионов мира» не обходится практически ни один обзор русского искусства эпохи перестройки. Их перечисляют в ряду с другими арт-группами: «Инспекцией „Медицинская герменевтика“», «Мухомором», ленинградскими «Новыми художниками». К тому же рядом с ними творили чуткие к духу времени фотографы Сергей Борисов и Александр Забрин, и они создали фотоциклы, на которых «чемпионы» навсегда запечатлены крутыми и стильными парнями, чуть ли не символами их поколения.