Винтовки с рычагами сверху и снизу
Карабин Урбануса Сарториуса в положении перед заряжанием: ствол отведён вперёд, рукоятка ствола поднята кверху, зарядная камора, играющая роль затвора, поднята кверху. Фотография cablesfarm.co.uk
«…и выбросите старое ради нового.»
Левит, 26:10
Рассказы об оружии. Начнём с того, что обратившись к словам эпиграфа, вспомним, что совет этот работает далеко не всегда, и что люди чаще всего неохотно выбрасывают старое ради нового. Однако есть и такие, для которых главное новизна. И которые и сами постоянно работают над чем-то новым и новации других приемлют очень охотно. Чаще всего такое имеет место на переломе эпох. Когда накапливаются знания, определённый опыт и, разумеется, технологии. Тогда мы вправе ожидать всплеска инноваций и множества новых оригинальных предложений и технических решений.
Карабин Сарториуса в том же положении. Вид сверху. Фотография cablesfarm.co.uk
Вот точно так же всё это было и с оружием, в частности, в самом начале XIX века, когда Самуэль Паули (или Поли) предложил свой патрон, а Александр Форсайт придумал свой «флаконный» замок к огнестрельному оружию. Очень скоро появились капсюльные системы, вот только стреляли они всё ещё старыми бумажными патронами. Сохранялась в них и старая проблема «болтанки» пули в стволе, из-за чего точность стрельбы из таких вот гладкоствольных ружей была низкой. А ещё ружья с длинными стволами было неудобно заряжать. Правда, сначала в английской армии, оснащённой мушкетом «Браун Бесс», а затем и в других, вошло в моду вгонять пулю в ствол ударом приклада о землю, без использования шомпола. Однако этот способ не годился для кавалерии, которой приходилось заряжать свои карабины сидя в седле. Им бы очень пригодилась система заряжания своих ружей с казённой части, и такой карабин был очень скоро создан.
Карабин Сарториуса в положении для заряжания. Вид сбоку. Британский королевский арсенал, Лидс
Предложил его Урбанус Сарториус, запатентовавший свою систему заряжания с казённой части в 1817 и 1819 гг. Причём использовался в нём всё тот же старый, проверенный временем, кремневый замок. Зато изюминкой конструкции Сарториуса были рукоятка на стволе и механизм его запирания, который впоследствии нашёл себе применение в… орудийных поршневых замках!
Карабин Сарториуса с закрытым затвором. Вид сбоку. Британский королевский арсенал, Лидс
Впрочем, соединить такой достаточно сложный механизм заряжания с казённой части с кремневым замком или ударным ружьем было достаточно сложным делом, прежде всего из-за проблем с утечкой пороховых газов и засорением. Тем не менее карабины Сарториуса производились, хотя общее количество выпущенных экземпляров и неизвестно. Производителем их был Энтони Бивен, британский промышленник, занимавшийся их изготовлением с 1822 по 1825 год в доме № 16 по Риджент-стрит в Лондоне.
Карабин Сарториуса. Хорошо виден его кремневый замок. Фотография cablesfarm.co.uk
Для того времени конструкция и впрямь получилась весьма оригинальной. Затвор открывался вращением рукоятки, прикреплённой к стволу. Поскольку в стволе имелась секторная нарезка, в которой чередовались нарезные и гладкие секторы, происходило расцепление ствола и затвора, представлявшего собой зарядную камору. Сам ствол при этом вместе с рукояткой продвигался вперёд. А вот затвор в вертикальное положение для заряжания поднимался за имевшееся на нём кольцо. По конструкции это был типичный трёхтактный орудийный затвор, вот только подвижным в данном случае был ствол, а не затвор. Причём ствол можно было вообще извлечь из цевья. Но сделать это не позволял пружинящий фиксатор, который контролировал степень свободы ствола с помощью выступа, прикреплённого к стволу. Обратите внимание на красивую латунную рукоятку перед спусковой скобой – в этом месте карабин обладал идеальным балансом, поэтому держать его за неё было очень удобно. Видимо, Сарториус был хорошим инженером, если подумал и об этом.
Затвор 76-мм пушки образца 1902 года. Очень похоже на затвор Сарториуса, не правда ли?
Ну а дальше всё было очень просто. В зарядную камору засыпался порох из патрона, после чего в неё же вставлялась пуля, несколько большего размера, нежели калибр ствола. Потом на пороховую полку насыпался порох, закрывавшийся крышкой с огнивом, после чего карабин был заряжен. Причём из-за того, что диаметр пули был больше диаметра канала ствола, пуля из него при езде верхом со стволом, опущенным вниз, как было положено по уставу, ни при каких обстоятельствах выкатиться не могла. Ну и бой карабина благодаря этому был очень сильным и более точным, чем у ружей, в которых пуля входила в ствол свободно. Но, несмотря на то что действовал карабин хорошо, английская армия его не вооружение не приняла, указав на сложность конструкции и… прорыв газов, пусть даже и небольшой, назад.
А ещё оружейникам того времени очень полюбились поршневые затворы, запиравшие ствол по принципу «пробки», то есть просто затыкавшие его, и всё. По этому пути пошёл, например, бельгийский оружейник Жозеф Монтинье из Фонтен-л’Эвека, который в будущем прославился созданием оригинальной картечницы. Созданная в 1835 году им винтовка, стреляла бумажными патронами и имела затвор, управлявшийся рычагом, расположенным сверху.
Винтовка Монтинье образца 1835 года с поднятым рычагом затвора и открытым для заряжания патронником. Фотография Алена Добресса
Крышка затвора винтовки Монтинье полностью исключала попадание грязи в ствольную коробку. Но где же на ней курок для капсюля? А он находился снизу! Фотография Алена Добресса
Примерно так же выглядел и карабин Монтинье-Фусно: рычаг затвора наверху, курок, бьющий по капсюлю – снизу! Фотография Алена Добресса
«Хвостатым», то есть с рычагом затвора, уложенным сверху на ложу, был и состоявший на вооружении британской кавалерии в 1855-1865 гг. карабин Уэстли Ричардса, калибра 11,6-мм. У него тоже было капсюльное воспламенение и затвор-поршень, управлявшийся рычагом. За характерную форму рычага ему было дано прозвище – «обезьяний хвост».
Карабин Уэстли Ричардса выпуска 1865 г. из коллекции… Британской библиотеки!
Разумеется, тут же наш1лся человек, подумавший о том, что точно такой же рычаг для затвора можно поместить и внизу, под ложей! Так появилась винтовка Джорджа Жамара из Льежа, у которого ствол рычагом также выдвигался вперёд, освобождая патронник, куда вкладывался бумажный патрон.
На фото ложа винтовка Жамара с рычагом управления стволом! Фотография Аллена Добресса
А вот здесь эта же винтовка показана крупным планом. Рычаг отведён вниз, ствол выдвинут вперёд. Фотография Аллена Добресса
Однако ствол можно выдвигать вперёд, проворачивая его точно так же, как и на карабине Сарториуса. И на винтовке Жамара – Шмитса Жана Анри ствол был сделан выдвигающимся вперёд за прикреплённую к нему рукоятку, держась за которую, стрелок толкал его вперёд и одновременно поворачивал. Заряжание, совмещённое с запиранием, происходило в обратном порядке. Прицел также скользил по направляющей пластине, на которой он фиксировался с помощью винта-бабочки. Калибр винтовки: 11х52R.
Винтовка Жамара – Шмитса. Общий вид. Фотография Аллена Добресса
Винтовка Жамара – Шмитса. Рукоятка ствола справа. Стол заперт. Фотография Аллена Добресса
Винтовка Жамара – Шмитса. Рукоятка ствола слева. Ствол вместе с частью ложи выдвинут вперёд. Фотография Аллена Добресса
В Англии винтовку со стволом, выдвигающимся вперёд для заряжания бумажным патроном, в феврале 1855 года предложил лондонский оружейник Фредерик Принц. Но хотя она показала хорошие результаты на испытаниях, её также посчитали слишком сложной для массового производства.
Карабин Фредерика Принца: вверху – с запертым стволом, внизу – в положении для заряжания. Фотография armourersbench.com
Затворная часть карабина Фредерика Принца крупным планом. Фотография armourersbench.com
Примерно в это же время большую популярность, причём особенно в Германии, приобрели игольчатые системы. Первую игольчатую винтовку Йогана Николауса фон Дрейзе приняли на вооружение прусской армии в 1841 году.
Вот так выглядела эта винтовка 1841 года. Музей армии. Стокгольм
Винтовка Дрейзе егерских батальонов 1854 г. Музей армии. Стокгольм
Но понятно, что тут же нашлись люди, которые пожелали сделать из неё нечто лучшее, более совершенное. В частности, попробовал себя на этом поприще некто Георг Биттер, в 1850 году предложивший Королевскому Вюртембергскому арсеналу в Людвигсбурге свою игольчатую винтовку, сочетавшую элементы конструкции Дрейзе со своими собственными деталями. Военные сочли её слишком сложной и непрактичной, однако одну винтовку этот арсенал для Вюртембергской коллекции оружия всё-таки купил.
Затвор винтовки Георга Биттера. Хорошо видна сложенная массивная рукоятка затвора. Фотография Аллена Добресса
Затвор открыт. Рукоятка по-прежнему лежит вдоль затвора. Фотография Аллена Добресса
Так что на пути к современным совершенным образцам оружия мы можем встретить немало в высшей степени оригинальных образцов, нередко в чём-то обгонявших своё время!
Перейти к источнику