Московские атланты обрели былую мощь и мускулатуру — The Art Newspaper Russia
«Общее состояние отделки фасадов и интерьеров на момент первоначального обследования было неудовлетворительным. Объект был отключен от инженерных сетей, частично утратил окна и двери и постепенно разрушался, — рассказала Марина Селиверстова, главный архитектор проекта. — Наружный декор фасада: фигуры атлантов, филенки с лепниной, фриз венчающего карниза с лепными кронштейнами и масками львов — сохранился, но имел многочисленные утраты». Фигуры атлантов, первоначально выполненные из гипса на металлическом каркасе, много раз покрывали ремонтными слоями штукатурки и побелки, которые к нашему времени потрескались и осыпались; скульптуры были замазаны краской и заклеены объявлениями. «Все имевшиеся трещины и швы на фигурах были расшиты для дальнейшего заливания новым гипсовым составом, была проведена лепка недостающих элементов. Технологом-реставратором было рекомендовано финишное покрытие краской на силикатной основе», — говорит Марина Селиверстова.
К сожалению, чертежи фасадов в архивах не обнаружились, поэтому пришлось опираться только на фотографии первой половины ХХ века. Но на них, например, не определялся рисунок декора кронштейнов четырех маленьких балконов на главном фасаде, и в итоге его выполнили по аналогии с другими зданиями того времени в Москве и Петербурге.
«Монограмма картуша центрального фронтона-аттика также была полностью утрачена, — рассказала главный архитектор проекта. — Для того чтобы воссоздать исторический вид фамильного картуша, я обращалась к Юлии Александровне Расторгуевой, потомку рода Расторгуевых. К сожалению, архивных фотографий у нее не оказалось. С ее слов, картуш в 1970–1980-е годы уже находился в плачевном состоянии. Было принято решение выполнить монограмму по начальной букве „Р“ фамилии основателя доходного дома».