Музеи обожглись на NFT — в Италии приостановили производство криптокопий шедевров — The Art Newspaper Russia
В феврале 2022 года в Лондоне прошла выставка «Воспевание истории искусства. От Леонардо да Винчи до Модильяни», совместный проект галереи Unit и Cinello. Это была подборка из шести оцифрованных итальянских шедевров — снова на экранах, точно повторяющих размер оригинала, снова во флорентийских рамах — из четырех музеев: Уффици, Пинакотеки Брера, Библиотеки Амброзиана и пармского Палаццо делла Пилотта. Она должна была привлечь «принципиально новую аудиторию» молодых людей и создать «дополнительный источник дохода» для институций, пострадавших в пандемию. Работы Леонардо, Караваджо, Рафаэля, Амедео Модильяни и Франческо Айеца («Поцелуй», 1896) можно было приобрести за суммы от £100 тыс. до £500 тыс.; 50% чистой прибыли от продаж Unit обещала передать музею, где хранится оригинал.
Экраны в золотых рамах, помимо невыносимого китча, отдавали еще и безумными деньгами. Казалось, что истинная задача была легитимизировать музейные NFT и создать спрос на новый продукт (в пресс-релизе написано о планах Unit провести еще две выставки в таком же формате). В видеотизере директора итальянских музеев не находили нужных слов, чтобы описать, почему же жизнь с экраном в раме должна стать уникальным опытом для коллекционера, а выставка открывалась дискуссией о «стремительной эволюции цифрового искусства». Модерировала ее ветеран арт-рынка и редактор The Art Newspaper Джорджина Адамс. Кто-то очень предсказуемо заявил, что цифровой вариант шедевра лучше оригинала, чем изрядно разволновал Джорджину Адамс, которая задалась вопросами, отчего копия Модильяни стоит дешевле копии Леонардо, ведь это всего лишь копии в одинаковом формате, и почему молодые люди пойдут смотреть на экраны в золотых рамах, а не в Национальную галерею смотреть на настоящего Караваджо. Однако цифровые копии пользовались спросом, в первый же день было продано пять. Выставка получила благосклонные отзывы в прессе.
В мае 2022 года Галерея Уффици раскрыла подробности сделки с Cinello, которые спровоцировали серьезные дебаты о том, кто же теперь владеет национальными шедеврами и правами использовать их в метавселенной и насколько защищены музеи в условиях «дивного нового мира». Первой неудобные вопросы подняла итальянская газета La Repubblica; позже телевизионное шоу «Гиены» предприняло подробное расследование.