Убить из чего-то красивого. Оружие с отделкой из слоновой кости
Теперь не найдешь ни одной сносной ручки.
Трости делают, но с набалдашниками кончено!..
Найдите мне хорошую ручку, и я заплачу вам двадцать франков!
В нем говорила гордость художника.
Ни один мастер в Париже не мог сделать ручки,
подобной тем, какие делал он, такой легкой и прочной.
Особенно любил он вырезывать набалдашники
и делал это с очаровательной изобретательностью,
разнообразя сюжеты, изображая цветы,
фрукты, животных, головы;
его работа всегда отличалась изяществом и живостью.
Ему достаточно было всего-навсего перочинного ножа;
оседлав нос очками, он с утра до ночи
резал самшит или черное дерево».
Эмиль Золя «Дамское счастье»
Рассказы об оружии. Если мастер Бурра и негодовал на магазин «Дамское счастье» за то, что он отбил у него покупателей зонтов, несмотря на то, что он мастерски вырезывал для них ручки, он ничего с прогрессом поделать не мог. Но… была одна отрасль, где и после практически полной механизации сохранилась определенная доля ручного труда, причем как раз в его, Бурры, вкусе. Это изготовление оригинальных подарочных образцов оружия. Вот там, не жалели ни ручного труда, ни материалов, ни расходов. Например, у Сэмюеля Кольта имелся целый отдел, который занимался выпуском дорогих эксклюзивных револьверов «в подарок». И если цена стандартного револьвера образца 1873 года «Писмейкер» составляла 12 долларов, то в подарочном исполнении он мог стоить и все 400…
Мы как-то уже рассказывали о том, каким образом украшались рыцарские доспехи и оружие, подробно рассматривали все применявшиеся технологии. Но вот время ушло. Рыцарские турниры канули в Лету, а среди дворян распространилась мода на охоту, заменившую им турнирные забавы.
И теперь уже не доспехи стали богато украшать, а в первую очередь охотничье оружие. И поскольку дворян было много, а достаток у них у всех разнился, в моду стал входить более дешевый отделочный материал, каким являлась… слоновая кость! Причем её доступность, как и доступность кости вообще (слоновую кость можно было легко подделать, заменив обычной бычьей!), позволяла массово украшать не только охотничье, но и боевое оружие.
Слоновая кость из бивня слона ценилась с древних времен и использовалась для создания небольших скульптур. Её легко резать, что позволяет резчикам достигать высокой художественной и эмоциональной выразительности в очень сильно сжатом формате изображения, что в особенности ценно именно в оружии. После полировки блестящая поверхность слоновой кости приятна на ощупь и особенно хорошо подходит для тех деталей, к которым приходится прижиматься щекой или брать в руку. Правда, ей свойственна некоторая скользкость, но с ней мирились ради исключительно изысканно вырезанных из этой кости рукояток.
Интересно, что большинство изделий из слоновой кости, вырезанных в Европе, изготовлены из кости африканских слонов. Помимо кремово-светлого цвета, африканская слоновая кость отличается необычайной обрабатываемостью; её реакция на резку и полировку уникальна. Из-за мелкой штрихованной микроструктуры своего зерна она допускает резьбу мельчайших деталей. Желатинообразное вещество, выделяющееся из его пор, облегчает работу резчика и придает изделию характерный мягкий блеск при полировке.
На протяжении тысячелетий мастера разрабатывали специальные инструменты для резьбы по кости.
Кроме того, и сама форма, и структура бивня слона далеко не так просты, как кажется, так что их разделка на «рабочий материал» требует большого опыта и определенных знаний. Хотя бивни африканского слона могут быть более трех метров в длину и весить более 80 килограммов, далеко не весь рог можно пустить в обработку. В нем примерно на треть от основания имеется пустота. Кость вокруг нее тонкая и глубокая резьба по ней невозможна. Однако из этой части бивня можно наделать множество тонких пластинок, изображения на которых не вырезаются, а процарапываются специальной иглой.
Лишь сужающиеся твердые концы (редко более 20 см в диаметре) использовались для круглой скульптуры. Конечно, из такого куска можно много чего сделать. И можно сказать, что мастера-резчики при европейских дворах XVII века преуспели в создании сложных композиций из цельного куска бивня, из которого делали не только скульптуры, но и рукояти мечей, кинжалов и пистолетов.
Более тонкие стенки полого конца использовались для сосудов, таких как кружки и кубки, или разрезались по длине бивня на листы, используемые для рельефной резьбы. Резчики с удовольствием вырезали на них свои композиции, причем даже на очень тонких листах, вклеиваемых затем в углубления, вырезанные в дереве. Так, на ружьях оформляли приклады и ложи у ружей.
Когда в Европу впервые попала африканская слоновая кость? Известно, что она поставлялась уже в X веке. Но для украшения оружия она тогда не использовалась. Из неё делались статуэтки религиозного содержания, ларцы-реликварии, навершия епископских посохов. Около 1350 года экспансия Османской империи в Северную Африку и восточное Средиземноморье стала препятствием для торговли этим материалом, что, возможно, привело в Европе к большим проблемам.
В конце XV века португальские мореплаватели, искавшие путь в Азию в обход османских территорий, стали плавать вдоль западного побережья Африки и установили торговые отношения с туземными королевствами на территории современных Сьерра-Леоне и Бенина, привозивших на побережье слоновую кость из глубин континента. Португальские торговцы покупали у них необработанную слоновую кость и заказывали изделия искусным африканским резчикам для экспорта в Европу. В результате первоначальных контактов небольшой поток замечательных предметов, созданных с учетом вкусов иностранных коллекционеров, устремился на европейский рынок.
Португальские мореплаватели и торговцы, впечатленные высоким качеством резьбы по слоновой кости, с которой они столкнулись на побережье Западной Африки, стали заказывать местным мастерам гибридные работы, сочетающие европейские образы и формы с африканским орнаментом. Это были и утилитарные ложки с фигурными ручками, и более сложные солонки, и также охотничьи рога, предназначенные прежде всего для коллекционеров, которые восхищались их прекрасным качеством и африканской экзотикой.
Согласно современным источникам, герцог флорентийский Козимо I Медичи владел несколькими резными фигурками из африканской слоновой кости, как и великие герцоги Саксонии и Тироля. Считается, что Альбрехт Дюрер купил две африканские солонки в Нидерландах где-то около 1521 года.
Использование слоновой кости для скульптур сократилось в позднем Средневековье, из-за упадка торговли слоновой костью между Европой и Африкой после османского завоевания Северной Африки. Европейские скульпторы стали обращаться к самшиту, который имеет некоторые общие черты со слоновой костью. Однако период дефицита слоновой кости был недолгим.
Между 1600 и серединой XVIII века началось интенсивное возрождение резьбы по слоновой кости, что было связано с возобновлением притока этого ценного материала в Европу после открытия новых морских путей вдоль восточного и западного побережья Африки. Это возрождение совпало с развитием стиля барокко, прежде всего в Нидерландах и в Центральной Европе. Императоры и княжеские покровители этого вида искусства ввели даже придворные должности резчиков по кости.
Продолжение следует…
Перейти к источнику