Кривое американское «копье»: Javelin не оправдал надежды на Украине
Соблюдение баланса
Любое оружие должно быть оптимально сбалансировано для эффективного боевого использования. Если запредельная сложность и стоимость, то и условия должны быть тепличными. А когда боевые игрушки оказываются в руках малограмотного в военном деле народного ополчения, задумки конструкторов идут прахом. О том, что всемирно знаменитый и широко разрекламированный ПТРК 3-го поколения Javelin («дротик» или «копье») никак не тянет на роль чудо-оружия для Украины, стало ясно в первые недели спецоперации.
Подробную статистику поражения отечественной бронетехники американскими крышебойными ракетами мы если и получим, то по завершению военного конфликта, поэтому оперировать придется открытыми источниками. Из видеоряда, который распространяет бандеровская сторона, картина успешного Javelin совершенно не вырисовывается. Вот, например, доморощенная «Стугна» – вполне работоспособное оружие, хотя и поражает движущиеся цели не всегда первой ракетой. Стоит понимать, что украинская пропаганда обнародует только успешные истории использования оружия. Сколько было осечек, промахов и прочих неисправностей, не попавших в Сеть?
Кстати, именно так и формируется общественное мнение об украинском «вундерваффен». Но даже с учетом такой тонкой пропагандистской настройки, об эффективности Javelin слышно и видно очень мало. Примерно на 10–15 успешных пусков (зафиксированных на видео) остальных типов противотанкового оружия приходится одно поражение американским ПТРК.
Свидетельства, которые доступны, иллюстрируют эффективность Javelin по принципу «выстрелил куда-то – что-то там взорвалось». Подобной точки зрения придерживается часть иностранных наблюдателей. Например, датский историк Карл Гамильтон утверждает, что в Сети нет ни одного достоверного свидетельства успешной работы американского ПТРК. Он пишет:
В большинстве отечественной аналитики к недостаткам описываемого ПТРК относят высокую стоимость. Дескать, ракета ценой в 150 тыс. долларов зачастую уничтожает цели гораздо дешевле. Это вполне справедливое наблюдение, однако на Украине вскрылось множество других минусов, которые делают Javelin не самым эффективным оружием.
Начать стоит с двухнедельного обучения пользованием ПТРК, которое обязательно проходят все американские операторы системы. Учат, в частности, в пехотной школе в Форт-Беннинге, штат Джорджия. Javelin далеко не интуитивно понятное оружие, наподобие РПГ, поэтому даже кадровым военным ВСУ требуется подготовка, не говоря уже о бандитах из теробороны. Russian Today в этой связи приводит слова украинского военнопленного из Попасной:
Итак, правило первое – использование только квалифицированными пользователями, не соблюдается. Учиться бандеровцам приходится уже на поле боя, а это чревато фатальными последствиями.
Следующим важным недостатком Javelin являются требования к условиям использования на поле боя. Малые габариты изделия и расчет всего из двух человек соблазняет ставить на танкоопасных направлениях для работы в упор. Например, в городской застройке, к которой комплекс адаптирован очень условно. У ПТРК есть немалая мертвая зона: 65 метров – для стрельбы в режиме «выстрел по прямой» (direct attack) и не менее 150 метров – для удара по крыше объекта атаки. Javelin – это изделие для борьбы с танками на открытом пространстве.
Все знают, что ВСУ намеренно навязывает российским войскам уличные бои, понимая, что в полях и лесах преимущество противника будет совершенно подавляющим. Сможет ли американский ПТРК занять достойно место в бандеровской обороне? Украинская армия, похоже, намеренно избегает использования ПТРК, соответствующим образом адаптируя тактику подразделений.
Масла в огонь добавляет необходимость выждать от 45 до 90 секунд, прежде чем автоматика «срисует» цель и охладит ИК-головку самонаведения. Примерно по такой же схема работает ПЗРК, только оператор в этом случае не сильно рискует получить пулеметную очередь или, чего хуже, танковый снаряд. Сам принцип техники 3-го поколения «выстрелил и забыл» очень своеобразен. Иногда лучше быстро выстрелить и несколько секунд вести ракету к цели из укрытия (к примеру, через интерфейс «Стугны»), чем минуту сидеть неподвижно с 16-килограммовой трубой у всех на виду.
Бизнес-проект Javelin
Сложная техника хороша в тепличных условиях. Этот тезис очень убедительно доказал вермахт, но лавры создателей «чудо-оружия» не дают спокойно спать разработчикам Javelin. По данным внутренних отчетов отца-основателя изделия Raytheon, которые оказались в руках RT, разрекламированное изделие очень условно можно причислить к ПТРК. Прежде всего, из-за дальности эффективной стрельбы – не более 2,5 км. А это несколько меняет специфику использования изделия. Одно дело прицеливаться и ждать минуту-полторы на удалении от противника в 4–5 км и совсем другое – на 2-2,5 км. Здесь оператора сильнее демаскирует и лазерное излучение дальномера, и оптика системы наведения.
Криво выглядит американское «копье» и в тестах на точность. Отчет Raytheon гласит, что из 11 пусков только три увенчались успехом. В пересчете на доллары – это более миллиона пущенных на ветер. Впрочем, и без отчетов существуют объективные доказательства неудовлетворительной точности Javelin – в частности, в ходе показательных стрельб еще до спецоперации ракета не смогла попасть в предварительно подожженную цель типа танк. Пикантность в том, что этот казус зафиксировали телекамеры и выпустили в официальный эфир.
И наконец, главный недостаток Javelin – это низкая надежность и капризность. Сложная электроника не любит удары, сырость и неквалифицированное обращение. А этого в украинской армии предостаточно. Авторы The Washington Post жалуют на то, что ВСУ пользуются дармовыми ПТРК как допотопными советскими РПГ – отсюда разбитая оптика прицельных контейнеров и деформированные мозги. Нередко после такого Javelin даже включаться отказывался. Добавим сюда разряженные аккумуляторы, с который изделия пришли из США, и полное отсутствие регламентного обслуживания.
Тем не менее «Святая Джавелина» стала интернет-мемом, красуется на жилых домах, в её честь называют детей. Наряду с HIMARS она теперь в главных «спасителях» Украины. В информационной войне все средства хороши, ведь чем наглее ложь, тем больше в неё верят. Особенно, когда от этого зависят миллиардные контракты.