Отзвуки мира в тиши книгохранилищ: как строились библиотеки разных эпох — The Art Newspaper Russia
Кэмпбелл начинает с аксиомы: библиотека — доступное книгохранилище. С течением времени меняются облик книг и материалы, из которых они изготовлены. Соответственно, претерпевают изменения и способы их хранения, интерьеры и аксессуары помещений. На смену сундукам и выдвижным ящикам пришли шкафы и стеллажи, вместо скамеек и кафедр появились стулья и ниши.
Враги книжных собраний — насекомые, грызуны, вода и огонь.
Поэтому с самого своего возникновения библиотеки (разумеется, публичные) проектировались с большими окнами или хотя бы с увеличенным их количеством, чтобы работать можно было при дневном освещении, без свечей. Серьезное внимание всегда уделялось естественной вентиляции помещений. Например, древнейшее хранилище буддийских текстов в Южной Корее — Трипитака Кореана при храме Хэинса — существует с XIV века. Деревянные таблички там располагались на открытых деревянных стеллажах, чтобы воздух свободно циркулировал. В 1970-е годы таблички попробовали хранить в бетонных бункерах, но в них они стали погибать. А вот против насекомых даже архитекторы бессильны, и хранители прибегают к разным способам защиты, порой экстравагантным. В библиотеке дворца в Мафре в Португалии до сих пор живет колония летучих мышей.
Кэмпбелл разделил исследование на восемь глав, предлагая следующую периодизацию истории библиотечной архитектуры: Древний мир, Средние века, по столетиям с XVI по XX и эпоха электроники. Правда, сам же автор убедительно пишет о том, что принципы библиотечного строительства и хранения во времена Средневековья и Ренессанса в Европе не слишком различались — во всяком случае не противостояли друг другу. Возможно, стоило подумать о градации религиозных и светских хранилищ или поделить содержание второй и третьей глав не по хронологии, а географически. Тем более что Кэмпбелл подробно рассматривает интересную антропологическую разницу в принципах старинных библиотек Азии и Европы. На Востоке места хранения и чтения находились далеко друг от друга — книгу несли читателю. В Европе же, наоборот, читателя вели к книгам, усаживали за скамьи или кафедры, в которые были вмонтированы полки с книгами, либо помещали читателя в ниши или кабинки между рядами книг.