Чечилия Алемани: «Я всегда много работала с художницами» — The Art Newspaper Russia
Книга «Молоко сновидений» шутливая. Леонора Каррингтон начала создавать ее для своих детей прямо на стенах их дома в Мексике. В основе вашей выставки тоже лежит шутливое начало?
В ней есть шутливость, но в то же время она очень серьезная. Книжка, к тому же, немного странная, даже немного страшная. Я читала ее своему шестилетнему сыну, и он сказал: «Мам, мне кажется, это не детская книжка». Но выставка пропитана этой характерной атмосферой, которая присутствует и в картинах Каррингтон. В ней много иронии и юмора, но в то же время есть и определенная серьезность. В том, что касается тела и природы, а также широких тем, связанных с экологией, я старалась использовать более личный и интроспективный подход, а не просто изображать конец света — который, возможно, вполне себе происходит, но…
Помимо прочего, в вашей выставке есть «капсулы времени». Первая включает произведения Леоноры Каррингтон и других сюрреалисток, в том числе Леонор Фини и Ремедиос Варо, чьи работы выставляются на Венецианской биеннале впервые. Они связаны с основной экспозицией, но это ведь еще и пересмотр канона, правда?
Разумеется.
В пяти тематических и исторических капсулах я стараюсь вывести на первый план голоса художниц, которые слишком долго были исключены из исторического канона.
Я, конечно, не берусь переписывать историю: уже было множество выставок, таких как Fantastic Women и Radical Women, которые проделали эту важную академическую работу. Капсулы функционируют, скорее, на аналогиях и рифмах. И поэтому они объединяют представительниц не только сюрреализма из разных стран, но и «гарлемского Ренессанса», и футуризма. Я старалась создать констелляции смыслов, которые немного выходят за рамки большой истории искусства. Но и в этих работах много юмора и иронии, вышучивания клишированного, зачастую сексистского или стереотипного видения женщин, которое царило в больших модернистских течениях.