Противотанковые средства афганских душманов. Станковые гранатомёты, безоткатные орудия и управляемые ракетные комплексы
Во время Афганской войны отряды вооруженной оппозиции очень активно применяли в боевых действиях станковые противотанковые гранатомёты и безоткатные орудия советского, американского и китайского производства.
В конце 1980-х в распоряжении мятежников появились противотанковые ракетные комплексы. Но по причине высокой сложности и необходимости квалифицированного обслуживания ПТРК против советских войск и афганских правительственных сил использовались ограниченно.
Станковые противотанковые гранатомёты
В конце 1950-х Советский Союз вместе с другим оружием поставил в Афганистан 82-мм станковые противотанковые гранатомёты СПГ-82.
Гранатомёт СПГ-82 поступил на вооружение Советской Армии в 1950 году. Для того времени это было достаточно эффективное противотанковое средство, способное пробить лобовую броню большинства существовавших танков вероятного противника.
Дальность прямого выстрела станкового гранатомёта СПГ-82 составляла 200 метров, а боевая скорострельность – до 6 выстр./мин. Масса в боевом положении – 32 кг. Расчёт – три человека: наводчик, заряжающий и подносчик боеприпасов.
Тонкостенный ствол гранатомета СПГ-82 состоял из казённой и дульной частей, которые соединялись между собой муфтой. Ствол, в свою очередь, монтировался на станок с колесным ходом и складным щитом. Основным назначением щита была защита расчёта от воздействия пороховых газов реактивного двигателя. При выстреле застекленные смотровые окна в щите автоматически закрывались металлическими защитными заслонками. На стволе крепились плечевой упор и механический прицел.
Основным боеприпасом считалась кумулятивная реактивная граната ПГ-82. Для стабилизации реактивной гранаты на сопле реактивного двигателя имелся кольцевой стабилизатор с шестью жесткими перьями. Реактивным топливом служил заряд бездымного нитроглицеринового пороха. Масса гранаты ПГ-82 – 4,5 кг. Бронепробиваемость по нормали –170 мм.
В середине 1950-х была разработана осколочная граната ОГ-82. Дальность стрельбы осколочной гранатой составляла 700 м. Введение гранаты осколочного действия позволило расширить боевой потенциал гранатомета. Появилась возможность, помимо борьбы с танками, успешно решать задачи по поражению огневых средств и живой силы противника.
Судя по имеющимся фотоснимкам, гранатомёты СПГ-82 весьма широко использовались душманами на начальном этапе боевых действий, и они регулярно захватывались нашими войсками в ходе операций.
Популярности СПГ-82 в бандформированиях способствовали простая конструкция, надёжность и относительно небольшой вес гранатомёта, который был даже меньше, чем у пулемёта СГ-43 на колёсном станке.
Но после появления у мятежников гораздо более дальнобойных 73-мм станковых противотанковых гранатомётов СПГ-9, а также 75-мм безоткатных орудий американского и китайского производства, применение СПГ-82 стало носить эпизодический характер.
Тем не менее СПГ-82 сохранялись в арсеналах мятежников до середины 1990-х годов.
Гораздо более совершенным противотанковым средством по сравнению с СПГ-82 является 73-мм станковый противотанковый гранатомёт СПГ-9 «Копьё», принятый на вооружение Советской Армии в 1963 году. Конструктивно СПГ-9 является лёгким казнозарядным безоткатным орудием на треножном станке.
Для стрельбы из гранатомёта СПГ-9 используется активно-реактивная граната ПГ-9, двигатель которой продолжает работать и после вылета из ствола, разгоняя снаряд до 700 м/с.
Благодаря достаточно высокой скорости полёта, сравнимой со скоростью артиллерийского снаряда, ПГ-9 по сравнению с ПГ-82 имеет гораздо лучшую точность попадания. При длине ствола 670 мм эффективная дальность стрельбы по танкам составляет 700 метров.
В хвостовой части выстрела ПГ-9 находится реактивный двигатель, который запускается после вылета гранаты из ствола. Стартовый заряд состоит из навески нитроглицеринового пороха в матерчатом картузе. После того как граната покинет ствол, раскрывается шестипёрый стабилизатор. В хвостовой части ПГ-9 имеются трассеры, с помощью которых можно наблюдать полёт на траектории. Кумулятивная граната в зависимости от модификации способна пробить гомогенную броню толщиной 300–400 мм.
Масса гранатомёта в боевом положении составляет 48 кг, длина – 1 055 мм. На поле боя гранатомёт может транспортироваться на небольшие расстояния расчётом из четырёх человек. Для транспортировки на большие расстояния гранатомет разбирается на отдельные узлы. Скорострельность до 6 выстр./мин.
В первой половине 1970-х началось производство модернизированного варианта. В боекомплект гранатомёта СПГ-9М вошли выстрелы с повышенной бронепробиваемостью и увеличенной до 900 метров дальностью прямого выстрела. К модернизированному станковому гранатомёту была принята осколочная граната ОГ-9. Она не имеет реактивного двигателя, а только стартовый пороховой заряд. Максимальная дальность стрельбы ОГ-9 – 4 500 метров.
Афганские правительственные силы и подразделения ограниченного контингента использовали станковые 73-мм гранатомёты для обстрела позиций мятежников, подавления огневых точек и оказания огневой поддержки своей пехоте.
Точное количество станковых гранатомётов, захваченных душманами, неизвестно. По всей видимости, речь может идти о десятках единиц. После изучения трофейных образцов в конце 1980-х в Пакистане начался выпуск копии СПГ-9.
Безоткатные орудия
С середины 1980-х в крупных бандформированиях получили широкое распространение 75-мм безоткатные орудия американского и китайского производства. Начиная с середины 1984 года, нормой считалось наличие одной «безоткатки» в отряде численностью 25–30 человек, а на формирование из сотни бойцов полагалось пять безоткатных орудий.
Поначалу американцы пытались организовать поставки 75-мм безоткатных орудий М20. Это орудие разработано в конце Второй мировой, и к моменту ввода советских войск в Афганистан уже считалось устаревшим. Но, будучи относительно лёгким и компактным, оно оказалось неплохо приспособленным к условиям партизанской войны в горной местности.
75-мм безоткатное орудие М20 имело очень простую конструкцию. Она представляла собой открытый с двух концов стальной нарезной ствол, в задней части которого установлен откидной затвор с соплом для выхода пороховых газов, компенсирующих отдачу при выстреле. Для точной наводки поворотный и подъемный механизмы орудия снабжены ручными приводами. Общая длина орудия составляла 2 008 мм, и вместе со станком оно весило 52 кг. В собранном виде «безоткатку» на поле боя могли переносить два человека. Для транспортировки на большое расстояние станок отделялся от ствола.
В случае необходимости 75-мм безоткатное орудие М20 можно было перевозить на муле или лошади.
В отличие от гладкоствольных ручных и станковых гранатомётов, в которых использовались реактивные гранаты с перьевыми или кольцевыми стабилизаторами, безоткатное орудие M20 имело нарезной ствол и снаряд со стальной перфорированной гильзой. Метательный заряд пироксилинового пороха внутри гильзы находится в сгорающем мешке из нитроцеллюлозной ткани.
Основным в боекомплекте орудия считался кумулятивный выстрел массой 9,5 кг с бронепробиваемостью по нормали 90 мм. Кумулятивная граната содержала 400 г пентолита и покидала ствол с начальной скоростью 300 м/с.
Также из 75-мм орудия М20 можно было вести огонь осколочными и зажигательными гранатами и даже картечью. Ведущие пояски 75-мм снарядов имели готовые нарезы, которые при заряжании совмещались с нарезами ствола орудия. Дальность ведения эффективного огня по танкам – до 600 м, максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом – 6 500 м. Боевая скорострельность – до 6 выстр./мин.
К началу Афганской войны американцы передали в рамках военной помощи большую часть имевшихся на складах 75-мм «безоткаток» дружественным режимам в странах третьего мира. Так как производство орудий М20 было завершено в середине 1950-х, их негде было взять. Но тут на помощь пришел Китай, ставший для афганских моджахедов крупнейшим поставщиком оружия, которое закупалось на деньги, выделяемые западными и арабскими странами.
В первой половине 1980-х из КНР в лагеря боевиков в Пакистане была организована доставка китайских 75-мм безоткатных орудий Type 56-II и боеприпасов для них.
Китайцы впервые познакомились с 75-мм американскими «безоткатками» в Корее, и в 1950-е годы в КНР по мотивам М20 был создан ряд орудий аналогичного класса.
По своим характеристикам 75-мм безоткатное орудие Type 56-II было сходно с М20. Оно имело разборный ствол и станок из лёгкого сплава.
В состав боекомплекта была введена новая кумулятивная граната с бронепробиваемостью по нормали до 140 мм, которая внешне напоминала миномётную мину.
Однако ввиду того, что кумулятивная граната повышенного могущества была тяжелей, эффективная дальность стрельбы по танкам не превышала 450 м.
Орудие могло вести прицельный огонь осколочными снарядами по стационарным целям на дальности до 2 000 м. Максимальная дальность стрельбы – до 5 500 м.
Душманы очень активно применяли 75-мм «безоткатки» в боевых действиях. Также они достаточно часто фигурировали среди трофеев, захваченных нашими войсками.
Помимо вышеперечисленных станковых гранатомётов и 75-мм орудий М20 и Type 56-II, у душманов имелись 82-мм «безоткатки» советского производства Б-10 и их китайские клоны.
Советское 82-мм безоткатное гладкоствольное орудие Б-10 поступило на вооружение в 1954 году и вело огонь оперёнными кумулятивными и осколочными снарядами. Орудие массой 85 кг (с колёсным ходом), со стволом длиной 1 910 мм могло обстреливать цели на дальности до 4 400 м, выпуская до 6 снарядов в минуту. Эффективная дальность стрельбы по бронецелям – до 400 м, бронепробиваемость – до 200 мм. В боекомплект орудия входили кумулятивные и осколочные выстрелы безгильзового заряжания. Масса осколочного и кумулятивного снарядов – 3,89 кг, начальная скорость – 320 м/с.
В конце 1950-х Китай получил пакет документации для налаживания лицензионного производства орудий Б-10. В 1965 году 82-мм «безоткатка» была принята на вооружение НОАК под обозначением Type 65. Выпуск этого орудия в КНР продолжался до второй половины 1970-х.
В 1978 году на вооружение НОАК поступило 82-мм безоткатное орудие Type 78. Новое орудие стало существенно легче, его масса составляла около 30 кг, что имело большое значение при транспортировке в горной местности.
В связи с тем, что ствол стал существенно короче, для сохранения приемлемой дальности прямого выстрела был усилен метательный заряд. Заявлено, что бронепробиваемость кумулятивной 82-мм гранаты нового типа составляет 400 мм по нормали. Для борьбы с живой силой предназначены снаряды, снаряженные 5-мм стальными шариками с эффективной зоной поражения до 15 м.
При этом начальная скорость кумулятивной гранаты составляет 260 м/с, эффективная дальность стрельбы по танкам – 300 м. Максимальная дальность стрельбы осколочной гранатой – 2 000 м. Боевая скорострельность – до 7 выстр./мин.
Гладкоствольные безоткатные орудия Type 78 появились в Афганистане во второй половине 1980-х. Их было намного меньше, чем устаревших нарезных Type 56-II, от которых китайцы решили избавиться, продав их афганским душманам.
Гораздо более лёгкие Type 78 пользовались популярностью. Они обладали лучшей мобильностью и допускали стрельбу с плеча. Кроме того, по сравнению с 75-мм снарядами, 82-мм мины обладали большим могуществом.
Противотанковые управляемые ракетные комплексы
В 1988 году одной из группировок боевиков, базирующихся на северо-западе Пакистана, американцы поставили около сотни ПТРК TOW. К сожалению, не удалось установить, какая именно модификация противотанкового комплекса оказалась в распоряжении афганских душманов, но, скорей всего, это были Improved TOWс ПТУР BGM-71C, которые могли поражать цели на дальности до 3 750 м.
Пусковая труба ПТУР длиной около 2 метров и аппаратура наведения крепятся на треножном станке. Масса противотанкового комплекса в боевом положении – около 90 кг. После пуска ПТУР оператору было достаточно удерживать центральную марку на цели до попадания ракеты. Команды управления передавались по тонким проводам. Масса ракеты BGM-71C составляла 19,1 кг, длина – 1 450 мм. Максимальная скорость полёта – 275 м/с.
По состоянию на конец 1980-х, это был вполне современный ПТРК с бронепробиваемостью, достаточной для уверенного поражения танков Т-55М и Т-62М, имевшихся в составе ограниченного контингента. ПТУР BGM-71C, принятая на вооружение в 1981 году, имела кумулятивную боевую часть массой 3,9 кг и по нормали пробивала 600-мм гомогенную броню.
Ещё одним ПТРК, появившимся у мятежников в конце 1980-х, стал франко-германский комплекс Milan. Согласно западным источникам, в Афганистан было направлено 160 комплексов.
ПТРК Milan, принятый на вооружение в 1972 году, как и TOW, имел полуавтоматическую систему наведения. От оператора требовалось только удерживать вражеский танк в прицеле.
Первая модификация ПТУР Milan имела длину 918 мм и массу 6,8 кг (9 кг в транспортно-пусковом контейнере). Её кумулятивная 3-кг боевая часть была способна пробить 400-мм броню. Дальность пуска находилась в диапазоне от 200 до 2 000 м. Средняя скорость полёта ракеты – 200 м/с. Масса готового к применению противотанкового комплекса немногим превышала 20 кг, что давало возможность переноски его на небольшое расстояние одним оператором.
Особенности применения станковых гранатомётов, безоткатных орудий и противотанковых ракетных комплексов, имевшихся у душманов
Самыми распространенными дальнобойными противотанковыми средствами, имевшимися в распоряжении душманов, были 75-мм безоткатные орудия с нарезным стволом. В силу их доступности и отсутствия дефицита боеприпасов, китайские 75-мм «безоткатки» использовались очень широко.
Безоткатные орудия, наряду с миномётами, стали основными средствами артиллерийской поддержки мятежников, в какой-то мере позволявшими компенсировать превосходство советских войск в огневой мощи.
Но, в отличие от миномёта, при стрельбе из «безоткатки» не требовалось производить расчёт навесной траектории и точно определять дистанцию стрельбы. Чаще всего безоткатные орудия вели огонь с минимальным углом возвышения ствола, при этом корректировать огонь при обстреле визуально наблюдаемой цели намного проще. Безоткатные орудия были понятней бывшим дехканам и ремесленникам, с их прицельными приспособлениями обращаться было не сложнее, чем с механическими прицелами стрелкового оружия.
Хотя 75-мм кумулятивные снаряды не могли пробить лобовую броню советских танков, бортовая броня для них была всё же уязвима. Еще большую угрозу они представляли для защищённых противопульной бронёй БТР и БМП, даже при ведении по ним огня осколочными снарядами. Имея возможность поражать огнём «безоткаток» бронированные цели и пехоту на дальности до 800–1 000 м, мятежники уже не пытались сблизиться с подразделениями регулярных войск, так как это вело к потерям, а старались открывать огонь с безопасного для себя расстояния.
Много внимания уделялось подготовке и выбору огневой позиции. Повстанцы умело маскировали места расположения безоткаток в густых зарослях зелёнки или среди камней, и для предотвращения образования пылевого облака, выдающего место, откуда велся огонь, смачивали грунт водой сзади раструба и перед дульным срезом орудий. Тщательная маскировка огневой позиции и предотвращение пылеобразования при стрельбе, позволяли мятежникам сделать серию выстрелов, оставаясь незамеченными.
Станковые противотанковые гранатомёты СПГ-82 и СПГ-9 применяли в бою сравнительно редко. У СПГ-82 была относительно небольшая дальность стрельбы, а для трофейных СПГ-9 было сложно достать боеприпасы. Выпуск 73-мм станковых гранатомётов в Пакистане и снарядов для них удалось наладить, когда советские войска уже покидали Афганистан, и эта ниша оказалась занята китайскими безоткатными орудиями.
Неплохо себя показали китайские 82-мм безоткатные орудия. Хотя дальность стрельбы кумулятивным снарядом «безоткатки» Type 78 относительно невелика, она всё же выше, чем из ручного гранатомёта. Осколочные 82-мм гранаты содержали больше взрывчатки и имели больший радиус поражения, чем 75-мм снаряды. Кроме того, 82-мм гладкоствольные орудия Type 78 были почти в два раза легче, чем 75-мм нарезные Type 56-II.
Массово 82-мм орудия Type 78 начали поставляться, когда в КНР практически исчерпали складские запасы 75-мм орудий Type 56-II, и 82-мм китайские «безоткатки» в основном уже воевали в междоусобице, начавшейся после вывода советских войск.
Управляемые противотанковые комплексы западного производства, переданные душманам, ничем себя не проявили. Весьма габаритный и тяжелый американский ПТРК TOW, разработанный для замены 106-мм безоткатных орудий в батальонном звене, оказался слишком обременительным для переноски по горам.
ПТРК Milan был легче, компактней и удобней в обращении. Но, как и американский комплекс, он для суровых условий Афганистана был слишком нежным, требовал очень бережного отношения и квалифицированного обслуживания. На деньги, потраченные на закупку и доставку одного ПТРК, можно было купить сотню китайских безоткатных орудий и несколько тысяч снарядов для них.
Мятежники, осознав преимущества ПЗРК по сравнению с зенитными крупнокалиберными пулемётами, целенаправленно отбирали и готовили для них операторов, и уделяли много внимания обеспечению сохранности при транспортировке. Управляемые противотанковые комплексы, требовавшие такого же отношения и уровня подготовки персонала, как и переносные зенитные, не имели столь подавляющего превосходства над безоткатными орудиями и станковыми гранатомётами, а советская бронетехника не наносила такого ущерба, как боевые вертолёты и штурмовики.
Продолжение следует…