Антиквары доказали приверженность традициям — The Art Newspaper Russia
Более того, складывается впечатление, что ни организаторам, ни участникам всего этого и не нужно: ни информационного шума, ни толп посетителей, ни постов в Instagram. Особенно участникам. «Может, не было светской тусовки, зато на открытие пришли наши клиенты», — подчеркивают они. Правда, продажами и уже заключенными сделками тоже никто не хвастает. Наоборот, в основном сетуют на то, что продавать стало очень тяжело, цены на русское искусство и вообще на внутреннем рынке сильно просели, отбить аренду стенда все сложнее. В общем, кризис спроса на антиквариат признают, но меняться не желают. Среди участников ярмарки остались и те, кто запрещает фотографировать и фотографироваться на стенде, не называет цен на работы или просто говорит, что вещь не продается (на коммерческой ярмарке!). Что говорить — на некоторые стенды и заходить не хочется: боязно, видно, что ждут там только своих — клиентов или коллег по цеху. Странно удивляться в таком случае, что круг собирателей и просто покупателей антиквариата стремительно сужается, новых коллекционеров старины очень мало, а молодое поколение приобретает современное искусство. Кстати, в этой области даже на нашем рынке ситуация лучше, дела идут поживее. Вот буквально на днях российский аукцион Vladey Владимира Овчаренко продал современного искусства на €1,6 млн — думаю, такой цифре позавидует любой отечественный антиквар.
Если не шедевры, то самые ударные произведения следует искать в самом начале ярмарки, в центральной зоне. Здесь представлены ведущие отечественные антикварные галереи, постоянные участницы Российских антикварных салонов. Это «Частное собрание Михаила Суслова» из Петербурга, у него на стенде — первые имена русского искусства XVIII — начала ХХ века, от Владимира Орловского, Ивана Айвазовского и Юлия Клевера ($70 тыс.) до Константина Коровина ($800 тыс.), а также редкой сохранности комплект мебели — стол, 12 стульев и буфет — начала ХХ века в стиле национального романтизма (15 млн руб. за все). Традиционно искусство начала ХХ века, в том числе художников русского зарубежья, представляет семья Кардашиди («Кардашиди Арт»); на этот раз главным акцентом на их стенде стала деревянная скульптура Георгия Артемова, которого называют русским мастером ар-деко во Франции (от €120 тыс. за скульптуру до €300 тыс. за деревянное панно). Как всегда, изысканный стенд у «Элизиума»: Марине Молчановой удается виртуозно поддерживать баланс русской классики и искусства ХХ века. Среди прочего здесь представлены замечательные работы Василия Рождественского, Николая Рериха, Маревны и Владимира Немухина. Галерея «Даев, 33» предлагает пейзажи на любой вкус — от Юлия Клевера ($80 тыс.) и Алексея Саврасова ($140 тыс.) до Зинаиды Серебряковой ($40 тыс.), а также замечательную жанровую сценку плакатиста и иллюстратора Льва Бродаты. На стенде галереи «Империя СПб» выделяется работа Ильи Репина. Их на салоне несколько, но эта, кажется, лучшая — портрет актера Василия Самойлова 1886 года ($500 тыс.). У галереи «Веллум» — тематическая экспозиция, посвященная художникам-женщинам: Ольге Делла-Вос-Кардовской («Портрет дочери», $35 тыс.), Маревне и другим. Но главные вещи здесь — все женские образы Артура Фонвизина и Филиппа Малявина ($200 тыс.), а также Виктора Борисова-Мусатова (этюд прямо на палитре, $35 тыс.). Есть и соцреализм. Конечно, не портреты вождей, но, например, парадное и монументальное «Открытие Волго-Донского канала» 1952 года Петра Кривоногова на стенде галереи и аукциона «Совком». За трехметрового Кривоногова просят $65 тыс., но вообще для Юрия Тюхтина участие в салоне — это, скорее, промо вечернего аукциона 29 ноября, так как на стенде — преимущественно топ-лоты торгов.