МАММ: мультимедийный, актуальный, модный, московский — The Art Newspaper Russia
Ольга Свиблова: «Для меня будущее интереснее и реальнее настоящего»
Инициатор создания и директор Мультимедиа Арт Музея, Москва рассказала о том, как развивалось ее детище, откуда она берет силы и идеи для новых проектов и как справляется с усталостью
Когда и почему фокус интереса вашего музея сместился с фотографии на мультимедиа?
Основанный 25 лет назад как Московский дом фотографии, уже в 2001 году наш музей поменял официальное название, стал Мультимедийным комплексом актуальных искусств. Это официальное название полностью соответствует нашей деятельности, хотя оно труднопроизносимое, поэтому появился бренд МАММ — Мультимедиа Арт Музей, Москва. Мы — комплекс, так как у нас есть несколько больших направлений. Это музей фотографии с огромной коллекцией (около 170 тыс. единиц хранения), показывающий историю русской фотографии от середины XIX века до современного искусства, использующего фотографию как медиа. У нас есть две фотобиеннале: международная Фотобиеннале, проводимая с 1996 года, и биеннале «Мода и стиль в фотографии», проводимая с 1999 года. Кроме того, есть стратегическая программа «История России в фотографии», над которой мы работаем с 1997 года и в рамках которой в 2016-м открыли и развиваем портал russiainphoto.ru. Кроме того, в состав MAMM входит образовательная институция — Школа фотографии и мультимедиа им. А.Родченко, получившая в 2018 году в Париже звание «лучшей институции в области художественного образования Центральной и Восточной Европы».
Одна из коллекций нашего музея связана с современным искусством и искусством, использующим новые технологии (около 5 тыс. единиц хранения). МАММ регулярно делает проекты в области современного искусства, показывая как историю мирового современного искусства, так и историю российского современного искусства. Прежде всего важно, чтобы наши проекты были актуальными, а актуальным может быть и тот или иной исторический аспект, и то новое, что появляется в искусстве сегодня. Поэтому фокус нашего внимания изначально был направлен и на молодых художников, создающих новые проекты и творящих сегодня то, что завтра станет историей искусства.
История искусств, которую я неплохо знаю и очень люблю, показывает, что искусство всегда апроприировало новые технологии. Фотография или видеоарт, появившийся сравнительно давно, — одни из самых наглядных тому примеров. Понятно, что достижения индустрии 4.0, которые стремительно меняют мир и жизнь каждого из нас, апроприируются современным актуальным искусством, поэтому несколько лет назад и возникла идея новой международной биеннале «Искусство будущего»/Art for the Future.
Где вы черпаете идеи? Что вас вдохновляет?
Идеи для выставочных проектов МАММ и наших биеннале, в том числе новой биеннале «Искусство будущего»/Art for the Future, черпаются из того, что происходит в мировом искусстве, за которым я непрерывно слежу. Это выставки в крупнейших музеях, галереях — как наиболее влиятельных, так и начинающих; это то, что показывается на крупнейших международных ярмарках искусства — как в разделе «классика», так и в разделе emergent artists. Я также держу руку на пульсе самого молодого искусства, следя за работами не только выпускников Школы Родченко и других художественных образовательных институций России, но и за тем, что делается студентами и выпускниками европейских и американских школ искусств. Сегодня к тому, за чем ты всегда следишь, а именно к художественной жизни в офлайне, присоединяется и огромное, пока плохо поддающееся институциализации и формализации пространство онлайн-искусства.
В то же время сама непрерывно меняющаяся жизнь, экономическая, политическая, психологическая атмосфера эпохи делают что-то из твоих идей особенно актуальными сегодня. Тогда приходится менять заранее составленные планы. Как директор музея, вместе с нашей кураторской командой я пытаюсь понять и спрогнозировать, почему именно здесь и сейчас «выстрелит» тот или иной проект, как он будет резонировать с теми проблемами, которые волнуют и меня, и нашу публику — особенную, прекрасную, молодую (около 90% наших зрителей от 18 до 35 лет). Между сферой искусства и реальной жизнью идет постоянное мерцание. Это мерцание и влияет в конечном итоге на то, что дает идеи и вдохновляет.
Вы не устали четверть века быть на острие актуальности, удивлять зрителей снова и снова? Откуда вы берете ресурс?
Как все нормальные люди, периодически я, конечно, устаю. Особенно учитывая то, что иногда годами работаешь без отпуска и практически без выходных. Для меня счастье — это когда есть работа! А работа у меня любимая. Когда я устаю, главным ресурсом оказывается искусство во всех его проявлениях: кино, литература, поэзия, музыка, архитектура, художественные проекты. Когда совсем нет сил, я отправляюсь, например, смотреть выставки моих коллег в музеях, иду в галереи, в кино, читаю книги, новые или любимые еще с юности, и силы приходят сами собой. А еще я смотрю новости каждый день, по всем российским и зарубежным каналам, читаю их в интернете. Мы живем в мире горящих новостей. Эти новости, безусловно, часто стресс. Одновременно они стимулируют тебя думать не только о дне сегодняшнем, но и пытаться прогнозировать будущее. Для меня будущее интереснее и реальнее настоящего.