Объявлены лауреаты VI Премии The Art Newspaper Russia — The Art Newspaper Russia
О развитии музея. Важнейшая исходная точка: мы демократический музей, открытый зрителю. Это было непросто сформулировать, потому что существует представление о музее как о какой-то башне из слоновой кости с целью хранить и исследовать. И это очень важное положение, из которого мы будем исходить, выстраивая свою работу в ближайшие годы. Музей существует для зрителей — для людей создается каждая из выставок, для них же пишутся каталоги, книги и организуются все расширяющие образовательные программы.
О миссии директора музея. Существует мнение, что для современного музея важнее всего энергичный, деловой менеджер. Но эффективный менеджмент должен быть напрямую связан с работой над содержательной стороной деятельности любого музея, его публичной работой и выходом в общественное пространство.
О русском искусстве. Когда мы пытались вычленить нечто общее, что может объединять древнерусскую иконопись, живопись передвижников, работы художников русского авангарда и наших современников, возникла идея, что это общее — невероятная ответственность мастера, ощущение себя как некоего медиума между небом и землей, как проводника важнейших идей, которые должны быть выражены в совершенной форме, и готовность ради достижения истины идти до конца.
О статистике. Я убеждена в том, что цифры посещаемости не могут быть единственным показателем успешности, хоть они и определяют очень многое, в том числе то, как музей работает со зрителем, как рассказывает о своих проектах, как их интерпретирует. Кроме этого, важно обратить внимание на востребованность проекта в обществе, на реакцию СМИ, социальных сетей. Наряду с большими проектами мы будем проводить те, которые не обречены на успех, но они не менее важны.
О развитии коллекции. Расширение собрания — основополагающий вопрос любой музейной деятельности. Ни один музей не может оставаться в пределах своей коллекции. Иначе он становится мертвым. Наш музей начинался как частное собрание, и это было собрание в первую очередь современного искусства. То, что в музее практически нет произведений двух величайших ныне живущих художников — Ильи Кабакова и Эрика Булатова, абсолютно недопустимо. Чтобы исправить ситуацию, мы обратились к меценатам и коллекционерам.
О реконструкции Новой Третьяковки. Над этим проектом работает лично Рем Колхас, и все принципиальные решения предлагаются им. Второе архитектурное бюро на проекте — это бюро «Резерв» Владимира Плоткина. Они понимают и ценят архитектурные достоинства здания и хотят придать ему новую жизнь, но это не архитектурная реставрация. В новом проекте соблюдается баланс: с одной стороны, сохранение стиля и духа архитектуры, а с другой — приспособление под нужды музея, который смотрит в будущее.
Из интервью, опубликованных в TANR