Биржа высокохудожественного труда — The Art Newspaper Russia
В свои 84 года Франсуа Пино, владелец аукционного дома Christie’s и концерна Kering, обладатель пятого по размеру состояния во Франции, наконец предельно близок к осуществлению давней мечты. Собрав огромную международную коллекцию искусства XX–XXI веков, насчитывающую свыше 5 тыс. произведений множества художников — от Сая Твомбли до Джеффа Кунса, магнат на протяжении двух десятилетий стремился открыть в Париже собственный музей. И вот Bourse de Commerce — Pinault, здание в двух кварталах от Лувра и в десяти минутах ходьбы от Центра Помпиду, уже ждет посетителей. Осталось получить лишь официальный сигнал, чтобы все заработало.
Проект давался нелегко. Еще в 2000 году Пино нашел площадку на Сегене, небольшом острове, окруженном узким кольцом Сены. Однако к 2005 году преобразование в музей бывшего завода Renault по проекту лауреата Прицкеровской премии, японского архитектора Тадао Андо, требовавшее €150 млн, забуксовало из-за административных сложностей. К тому же в промзоне требовались серьезная очистка воды и почвы, строительство новых мостов.
Тогда миллиардер вместе с Андо и своим главным советником Жан-Жаком Айягоном, бывшим министром культуры и экс-главой Центра Помпиду, а ныне директором коллекции Пино, переключил внимание на Венецию. В результате там появилось целых два его музея — Палаццо Грасси и Пунта делла Догана, открытые в 2006 и 2009 годах соответственно.
А через несколько лет Айягону сообщили, что в Париже появилась отличная незанятая площадка — бывшая торговая биржа. Этот памятник архитектуры, конечно, больше соответствовал амбициям Пино, чем заброшенный завод. Однако и перепланировка здания биржи оказалась сопряжена с немалыми трудностями.
Бережная реставрация, совмещенная с реконструкцией, была осуществлена в срок. Тем не менее ввод объекта в строй неоднократно откладывался, в том числе из-за пандемии COVID-19. Даже при уже назначенной дате открытия — 23 января 2021 года — в последний момент его пришлось передвинуть из-за очередного ужесточения карантинных мер.
Открытие художественной институции в коронавирусную эпоху само по себе подвиг. Согласно опросу, проведенному в мае 2020 года Международным советом музеев, каждый третий музей или галерея намерены сократить пространство и персонал, а каждое десятое учреждение из-за кризиса может закрыться навсегда. Как же кризис повлиял на планы Пино? «Пандемия дала нам время на раздумья, — отвечает Айягон. — Оценивая масштабы, в которых люди и мир в целом пострадали от этого вируса, Франсуа Пино решил, что наша первая выставка должна быть столь же серьезной, как и ситуация, в которой мы оказались». Недаром же директор Bourse de Commerce Мартен Бетено в недавнем интервью утверждал, что коллекция Пино «впитывает» мировую ситуацию и актуальные проблемы, будь то «политические, социальные, гендерные, расовые или постколониальные».
В планах магната — сделать коллекцию максимально доступной, поэтому команда нового музея готовит ряд выставок и на других площадках. Среди них — персональные экспозиции Анри Картье-Брессона в Национальной библиотеке Франции и Джеффа Кунса в Музее цивилизаций Европы и Средиземноморья в Марселе. Предполагается, что музей Bourse de Commerce и дальше будет сотрудничать с государственными коллекциями, обмениваясь экспонатами и проводя совместные выставки.
Франсуа Пино и его вечный соперник Бернар Арно, глава концерна LVMH и основатель Фонда Louis Vuitton, который открыл свой музей в Париже в 2014 году, существенно изменили французский культурный ландшафт. Этому процессу немало способствовал закон 2003 года, стимулирующий частный и корпоративный патронаж щедрыми налоговыми льготами. Если из-за Brexit финансовый центр Европы сместится из Лондона в Париж, сможет ли французская столица вновь стать главным международным центром культурного притяжения? «Мы, безусловно, надеемся, что в Париже закипят дела, — говорит Айягон. — И конечно, Bourse de Commerce очень хочет сыграть в этом значимую роль».
Реставрация и реконструкция Биржи
В XVI столетии в этой части парижского района Ле-Аль располагалось поместье королевы Екатерины Медичи, от него до наших дней сохранилась лишь одна дорическая колонна. В 1760-е годы здесь по проекту Николя Ле Камю де Мезьера возвели хлебный рынок — круглое в плане двухэтажное здание с открытым внутренним двором, который впоследствии был накрыт куполом — сначала деревянным (1783), а после пожара металлическим (1811). В 1885 году оно было перестроено архитектором Анри Блонделем, сохранившим исходную планировку. В 1889-м здесь расположилась торговая биржа, и с тех пор здание использовалось для различных форм коммерческой деятельности, пока в 2016-м его долгосрочным арендатором не стал Франсуа Пино.
Поскольку Биржа признана историческим памятником, ее приспособление под музей требовало сочетания реконструкции с реставрацией. В частности, прежний металлический купол был заменен на современный стеклянный, однако монументальные потолочные росписи XIX века вместе с другим декором удалось сохранить. Оставлены на своих местах и колонна Медичи, и исторические лестницы в форме двойной спирали. Тадао Андо в своем проекте вел диалог с архитектурой прошлого, однако применял и радикальные решения, например вписал в главную ротонду огромный железобетонный цилиндр. Общая выставочная площадь музея сейчас составляет 6,8 тыс. кв. м, причем это пространство может трансформироваться в зависимости от задач.