«Net art — искусство конфликтное» — Коммерсантъ
В последние месяцы все, что было возможно — галерейные выставки, арт-ярмарки, экскурсии по экспозициям музеев,— переведено в онлайн. При этом профессионалы культурной сферы считают, что полноценно заменить «личную встречу с искусством», изначально существующем в физическом пространстве, никакими передовыми техническими средствами пока невозможно. На этом фоне кажется вполне очевидным возросшее внимание к сетевому искусству (net art), изначально существовавшему исключительно в сети Интернет и воспринимаемому преимущественно с экрана компьютера. Оно появилось в момент запуска Всемирной паутины (WWW) почти тридцать лет назад, но до сих пор считается передовым видом современного искусства. Его первый своеобразный манифест на русском языке для широкой аудитории был опубликован в газете «Коммерсантъ» 27 сентября 1996 года: Оля Лялина и Алексей Шульгин в материале «Сети для художника» описали феномен сетевого творчества.
Лялина — один из признанных пионеров net art, в 1999 году она стала самым молодым профессором Merz Akademie в Штутгарте, где до сих пор ведет курс «Art and Design Online». К 1996 году относится и одна из самых известных ее работ «My Boyfriend Came Back from the War» («Мой парень вернулся с войны»), она включена в книгу «Искусство происходит здесь: Антология сетевого искусства», опубликованную проектом Rhizome. Работа представляет собой своеобразный цифровой фильм, где зрителю предлагается пройти через определенный нарратив, кликая по появляющимся в рамках фразам. Этот проект стал настолько известным, что художники периодически выпускают свои посвящения или новые его варианты. Работы Оли Лялиной выставлялись в Новом музее (Нью-Йорк), Институте современного искусства (Бостон), музее Стеделейк (Амстердам), галерее Whitechapel (Лондон), Доме электронных искусств (Базель) и многих других авторитетных культурных институциях. В марте 2020 года в лондонской галерее Arebyte, специализирующейся на цифровых видах современного искусства, должно было состояться открытие новой персональной выставки Лялиной «Best Effort Network». Несмотря на то что экспозиция была уже смонтирована, 26 марта в связи с закрытием физического пространства галереи открытие перенесли в онлайн. «Коммерсантъ. Арт» поговорил с Олей Лялиной об истории и перспективах сетевого искусства.
Вы уже больше двадцати лет живете и преподаете в Штутгарте. Как изменилось отношение людей к net art и насколько востребован ваш курс в Merz Akademie?
Двадцать лет — это как раз тот срок, когда из молодого медиума интернет превратился в массовый. Поколения и отношение к сетевому искусству менялись вместе с ним. Когда я получила должность в Merz Akademie, мне было 27 лет. Это довольно рано для того, чтобы стать профессором, и многие мои студенты были старше меня. Но у всех Всемирная паутина — веб — и новые виды искусства вызывали огромный интерес. Net art был у своих истоков, все были молодыми, все экспериментировали. Все время хотелось попробовать что-то новое. Медиа менялись каждый месяц. Новое обновление браузера — и все сразу же становится другим. Ситуация тогда была непонятная: либо веб все поглотит в ближайшие годы, либо наоборот, придет что-нибудь абсолютно новое и никакого веба не будет.
Эти двадцать лет доказали первое.
Они показали, что веб выжил, а также стало понятно, что как технология он переживет всех нас. Но как медиум он стал абсолютно прозрачным, то есть невидимым. В том смысле этого слова, что это стало для нас очень простым, тем, что есть всегда и о чем не нужно думать. Я по-прежнему преподаю «Art and Design Online», и сейчас гораздо сложнее пробудить интерес именно к вебу как к медиуму, как к среде, где можно себя выразить, где можно быть автором. Это среда, которая может являться темой, это пространство, которое заслуживает внимания и изучения.
Количество художников, интересующихся сетевым искусством, увеличилось со временем?
Да, художников становится больше. Любопытно, что интерес возникает волнами. Приблизительно в 2007 году появился сейчас уже известный новый термин — постинтернет. Когда интернет вроде бы и есть, а вроде бы и нет. В какой-то момент появился такой практически эвфемизм, как online based art. Не могу сейчас проследить, в какой момент произошло это удобное замещение, потому что есть разница между сетевыми художниками и художниками, работы которых просто существуют онлайн.
В 2018 году я выиграла приз в категории online based art. С одной стороны, это звучит иронично, с другой — я очень рада, что это привлекает, расширяет круг тех, кто будет работать в интернете и с интернетом. Сейчас мы находимся на волне, которая заставила многих больше времени проводить в сети и настаивать на том, что их работы лучшие и подходящие для того, чтобы существовать онлайн. Возможно, многие будут продолжать даже после того, как откроются выставки, музеи и галереи, когда увидят, что их аудитория по-прежнему находится перед компьютерами.
Как вы думаете, какое самое главное отличие между online based art и net art?
— Отличие в том, что net art — искусство конфликтное. Для него важно показать невидимые процессы, показать интернет за вебом, а не просто анимацию в окне браузера. Такое искусство невозможно увидеть, если твой компьютер находится вне сети. В какой-то момент интернет начал меняться и становиться все более невидимым. Сетевые художники как раз выводят процессы на поверхность, работают с ними, пытаются показать все то, что сетевые разработчики хотят спрятать. Большое отличие net art от online based art состоит в том, что у первого есть миссия.
Online based art — это результат, то, что мы видим на экране, а с net art важно, как это все происходит?
Да, важны те структуры, процессы, которые невидимы с первого взгляда онлайн. Вытащить их наружу, сделать их видимыми — вот задача художника. В самом начале существовало скорее желание показать архитектуру интернета, а в данный момент — то, что пытаются спрятать. Нужно понимать, что нет художников, которые говорят про себя, что они занимаются online based art. То есть это определение больше используют кураторы, критики и те, кто делает выставки. Это больше интересно тем, кто описывает эти процессы. Есть медиахудожники, цифровые художники. Я очень не люблю, когда художники говорят, что работают на пересечении технологий и общества. У меня есть статья «Not Art & Tech» (2015), в ней как раз рассказано о том, что слово «технологии» примирило всех: и кураторов, и художников, и коллекционеров. Как будто бы всем оно понравилось и как будто бы убирает все конфликты.
Как вы пришли к созданию своей легендарной работы 1996 года «Му Boyfriend Came Back from the War»?
К началу девяностых я не знала не то что интернета, даже компьютеров не видела. Ко мне все пришло довольно поздно. В конце 1994 года я пошла в «Гласнет» и зарегистрировала первый доступ в интернет, а потом начала делать страницу для «Сине Фантома». Интернета дома не хватало. Я ходила в Библиотеку иностранной литературы, потому что там были компьютеры, подключенные к интернету, там и училась интернет-дизайну. Многие страницы сайтов мне не нравились: были слишком яркие, слишком шумные. И мне казалось, что все должно быть не так. А потом я поняла, что мне неинтересно делать дальше страницу про программу клуба, биографии художников, и надоело ждать, когда можно будет выкладывать фильмы в сеть. Тогда было ощущение, что пройдет еще несколько недель, и мы сможем смотреть фильмы онлайн, казалось, что возможность воспроизведения видео уже появится со следующим обновлением браузера, но на самом деле потребовалось еще десять лет до того, как появился YouTube. В то же время я увлеклась новым языком html, появилась табличная верстка, которая разделила интернет на два лагеря — одни ее обожали, другие ненавидели. И вот это легло на мой интерес и мои попытки снимать фильмы. Это был интересный момент: появляется веб, и все больше можно было сделать с кодом и в браузере. И при этом в то время абсолютно исчезла индустрия восьмимиллиметровых и шестнадцатимиллиметровых фильмов. Я помню, как в 1994-м покупала последние остатки пленки в магазинах фототоваров, а их срок годности истек уже годом ранее. И невозможно было сделать фильм, потом проявить его. При этом появлялось все больше возможностей для монтажа в браузере. Я провела август 1996 года за монтажом «Му Boyfriend Came Back from the War». Эта работа была показана в Будапеште на конференции Metaforum III. Сейчас в интернете практически не осталось документации, но это было очень важное событие, все были там. Этот показ изменил мою жизнь, вдруг оказалось, что я художник и получила поддержку.
Легко далось осознание того, что вы теперь художник?
Я приняла это с удивлением. Потому что этого никогда не было в моих амбициях. Я была кинокритиком, организовывала показы, я журналист по образованию. Многие мои проекты как художника можно переквалифицировать в критику или даже журналистику. Я никогда художником себя не называю без приставки net. Это очень важно для меня. У меня нет художественных амбиций в привычном понимании.
Еще один вопрос про «Му Boyfriend Came Back from the War». Весь проект черно-белый, потому что технически невозможно было сделать его полноцветным или это шло от увлечения черно-белым кино?
Мне хотелось сделать нечто, очень отличное от того, что существовало в тот момент. Мне казалось, что все вокруг делали только яркое, использовали много цветов и красок. При этом мне было важно подчеркнуть связь с черно-белым кино, что я делаю фильм. Стоит напомнить, что в 1996 году связь через модем была чрезвычайно медленной. Я пыталась сделать все файлы легче по размеру. Проект состоит из более ста файлов, но все вместе они весят 72 килобайта. Сейчас редко где увидишь иконку, которая будет столько весить. В то время картинки на экране загружались постепенно. Для анимации мерцающего окна я использовала всего два кадра, чтобы человек не устал ждать загрузки, не плюнул и не перестал смотреть.
Интернет и компьютеры стали быстрыми достаточно скоро, и уже в начале этого века работу стало невозможно смотреть, все мгновенно загружалось, не было момента ожидания. Скорость интернета убила ее. При этом она все еще существует в сети, но смотреть ее на большом экране, с высоким разрешением и с высокой скоростью интернета просто невозможно. Если я показываю эту работу в музее, то использую старый монитор с расширением 800 х 600 пикселей, на компьютере при этом установлен старый Windows, третья версия браузера Netscape, имитируется медленная скорость связи. И вот тогда это все имеет смысл, и тогда это интересно и красиво. Тогда мне казалось, что Netscape — уродливый браузер, все эти рамки, они занимают столько места, столько пикселей они украли у моей работы. А сейчас мне кажется, что это был очень элегантный дизайн, и мне нравится на эту работу смотреть в старом браузере.
Насколько для вас сейчас важно создание новых произведений? Или все-таки большую часть времени занимают преподавание, исследовательская деятельность, архивирование?
Это все связано. С одной стороны, я занимаюсь классическим net art, а с другой — исследованиями и преподаванием. Я преподаю интерфейс-дизайн, но пытаюсь воспитать поколение дизайнеров, которые будут скептически относиться к постулатам user experience.
Почему?
Потому что user experience — это очень авторитарное течение в дизайне, которое настаивает на том, чтобы пользователь даже не замечал, что есть компьютер. Это звучит как забота, как уважение к пользователям, но на самом деле приводит все к тому, что им даже не приходит в голову, что можно изменить настройки, поменять браузер. То есть все меньше и меньше людей задумываются о том, что они могут что-нибудь сделать сами.
Говоря про заметность и незаметность художников net art, насколько для вас важно показывать свои работы в галереях или музеях? К примеру, новая выставка в Arebyte Gallery в Лондоне должна была открыться в физическом пространстве, но в связи с обстоятельствами все преобразовалось в цифровой формат. Насколько, на ваш взгляд, зрителю нужно видеть все на большом экране — может быть, достаточно любую работу просто посмотреть в браузере?
Мне интересны оба формата, хотя у меня очень мало инсталляций, которые созданы для презентации только в галерее. Те работы, которые должны были показать в Arebyte, сделаны для того, чтобы существовать в браузере и чтобы зритель со своим компьютером, своим браузером, своими настройками, привычками и мышкой что-то мог там сделать. То есть я требую от зрителя еще каких-то действий, ему нужно потратить время на это. При этом я в галереях не показываю ничего интерактивного: это обусловлено моей нелюбовью и конфликтом с интерактивным искусством, которое сформировалось в середине 90-х. В то время становление net art шло одновременно с критикой интерактивного искусства. Я также не заменяю свои работы на видео, хотя галереям зачастую его удобнее показывать. Чтобы увидеть мою новую работу «Hosted» (2020), к примеру, нужно переходить из одной вкладки браузера в другую. Можно было просто записать этот процесс и показывать, но мне важно, чтобы все происходило вживую, не интерактивно, то есть не становилось незаметным. Я против ситуации, когда смотришь на то, как будто бы кто-то за тебя переключает вкладки, ведь процесс и результат сильно отличается от того, когда этим действием управляет сам зритель.
Я помню серию работ, которая была связана с газетным дизайном, она отлично смотрелась в галереях на широкоформатных экранах, где поверх текста и картинок была показана различная gif-анимация. Несколько из них были посвящены Путину, Трампу и Ким Чен Ыну.
Это моя любимая серия Online Newspapers, которая началась еще в 2004 году. Она стала продолжением моих археологических веб-исследований. Я нашла модели того, как появлялись стандарты онлайн-публикаций, которые газеты используют сейчас. В 1996 году, к примеру, существовали идеи о том, что газеты будут выглядеть как скетчи. Мне хотелось показать контраст бумаги и веб-интерфейса. Потом мне захотелось сделать что-то про интернет, но вне его. Так в 2008-м эта серия дополнилась новыми работами, которые я сделала вместе с Драгоном Эспеншидом (супруг Лялиной, сетевой художник и специалист по цифровым архивам; с 2014 года он возглавляет программу по сохранению цифровых материалов Rhizome.— «Ъ-Арт») на основе дизайнов Wall Street Journal, New York Times, New York Post и New York Daily News, они были показаны в Мэдисон-сквер в Нью-Йорке. В них мы постарались совместить онлайн-эстетику с тем, что характерно для бумажных массмедиа. А вот серия на базе дизайна французских газет, к примеру, обыгрывала анимацию в виде перелистывания страницы, чрезвычайно распространенного приема в 2013-м. Работы с национальными лидерами появились в 2017 году. Мне хотелось перевести «газетную» серию на новый этап, сделать ее более сложной. Так, к узнаваемому минималистичному стилю Frankfurter Allgemeine, куда помещены фотографии с Путиным, Трампом и Ким Чен Ыном, были добавлены программируемые эффекты в виде искрящегося блеска.
Насколько можно говорить о тенденциях в net art? Есть ли вообще такое понятие?
Мне очень близка эта мысль о существовании тенденций. Очень важно говорить о тенденциях внутри, о поколениях, и говорить конкретно, чем отличается один художник от другого. Тенденции, к примеру, могут быть связаны с изменением времени, интересом художника к определенным скриптам, приверженностью к браузеру. Раньше я представить себе не могла, что можно сделать что-то вне табличной верстки. Все это — важные моменты, а не так, как говорят, что есть просто постинтернет, и все.
Технологии развиваются чрезвычайно быстро. Вы упоминали, что для идеального воспроизведения прошлых работ, чтобы показать их в том виде, как они задумывались, надо использовать старое оборудование либо разрабатывать режимы эмуляции систем из прошлого. Нужно затратить определенные усилия, чтобы сохранить net art?
Приложить усилия нужно. Я с удовлетворением замечаю, как музеи обзаводятся отделами по сохранению цифрового искусства. В художественных академиях на программах реставрации обучают и диджитал-реставраторов. По всему миру постепенно появляются факультеты цифрового искусства. При этом специалистам, которые работают с видео, компьютерными играми, net art, VR, приходится сложно — им нужно быть профессионалами и со знанием оборудования, и в программном обеспечении. С одной стороны, я хочу предотвратить исчезновение старого веба, сохранить его, а другая часть меня, сетевой художник, создает такие вещи, как «Hosted», «Self portraits», которые невозможно законсервировать. И я с удовольствием существую в этом шизофреническом статусе.