Винтовка мау-мау
Все будет так,
как мы хотим.
На случай разных бед,
У нас есть пулемёт «Максим»,
У них «Максима» нет.
Хилэр Беллок
Люди и оружие. Многие из нас, ребятишек 50–60-х годов прошлого века, делали себе игрушечное оружие для игры в войну, причем некоторые образцы у нас даже стреляли, и не только бумажными пистонами, но и… капсюлями «Жевело», которые тогда продавали в охотничьих магазинах свободно. Некоторые «винтовки» снабжались затворами из… оконных шпингалетов. И выглядели они вполне достоверно.
Впрочем, самодельное оружие, причем не игрушечное, а боевое, делали у нас и взрослые. Например, наши советские партизаны в немецком тылу в годы Великой Отечественной войны. Но вот самодельное оружие… в Африке. Ну, понятно, что там во все времена ковали наконечники копий, жуткого вида метательные ножи… Но вот огнестрельное оружие… Оказывается, делали африканцы и его, и не только делали, но и активно применяли в боях против англичан ещё в середине прошлого века.
И самое интересное, что британцы, по крайней мере, один экземпляр такого самодельного ружья сохранили, и находится оно в Королевском арсенале в Лидсе. Я, честно говоря, был очень удивлен, когда на него там наткнулся, изучая их виртуальную коллекцию. Называлось оно «ружье мау-мау», а устроено оно было проще некуда.
Ствол был изготовлен из металлической трубы, причем на конце ствола с двух сторон была вырезана небольшая полоска металла и согнута на 90 градусов. Так у этого ружья появилась мушка! Ствол соединен с ложей металлической лентой, которая крепится к ложе винтом, но при этом закрывает мушку! Спусковая скоба представляет собой полосу металла, согнутую в форме буквы U и закрепленную двумя винтами.
Затворный узел представляет собой металлический цилиндр, внутри которого находится боек. Цилиндр скользит по металлической пластине вогнутой формы, прикрепленной к ложе двумя гвоздями. И он может поворачиваться для запирания на 45 градусов вправо, при этом в вырез в дереве ложи заходит полая трубка – рукоятка взведения.
Спусковой рычаг, соединенный со спусковым крючком и с механизмом ударника, удерживается в поднятом положении пружиной. Боек представляет собой болт, ввинченный в затвор и остро заточенный. Вокруг ствола имеется небольшой зазор в месте входа затвора в ствол. При оттягивании металлической трубки узел ударника втягивается в цилиндрический корпус. Когда его отпускают нажимом на спусковой крючок, следует выстрел.
Ложа состоит из одного куска дерева. К ней добавлен тканевый ремень, который привязывается к спусковой скобе и закрепляется двумя гвоздями на конце цевья по направлению к стволу. Длина ружья составляет 953 мм. Длина ствола: 512 мм. Вес: 2 кг. Боеприпас: английский патрон .303 (7,7х56 R).
Ружье мау-мау из Королевского арсенала в Лидсе
Где и как кенийские повстанцы делали такие вот ружья, совершенно неизвестно. Но делали! Более того, в Музее Независимости в Найроби имеется целая витрина с самодельным оружием повстанцев, где чего только нет, включая и винтовки, и пистолеты!
Вот с таким оружием в руках кенийцы – а восстание этих самых мау-мау произошло именно там, как раз и боролись против британских колонизаторов. Ну а о том, что это было за восстание, как проходило и чем оно закончилось, мы сейчас и поговорим об этом.
Началось оно в 1952 году, а участвовали в нем такие кенийские народности, как кикуйю, эмбу и меру. Считается, что свое название «мау-мау» это восстание получило от самоназвания группы ополченцев, хотя сами его участники утверждают, что назывались иначе – Кенийская армия земли и свободы (KLFA), а называть повстанцев мау-мау придумали англичане.
Причиной восстания стала колониальная политика Британской империи и отчуждение земель коренных африканцев в пользу белых поселенцев. Принятое колонизаторами трудовое законодательство также ущемляло права африканских рабочих.
Интересно, что белые поселенцы были также недовольны политикой властей. Им казалось, что администрация слишком заботится о кенийских фермерах, что ущемляло интересны их, белых. Ну а коренные кенийцы предлагавшиеся правительством реформы считали явно недостаточными.
Все эти противоречия в итоге и вылились в «восстание мау-мау», начавшееся в 1950 году. В стране началось активное партизанское движение, убийства колониальных чиновников, белых поселенцев и африканских коллаборационистов. Однако только лишь в октябре 1952 года британский губернатор объявил в стране военное положение, после чего началась операция «Джок Скотт», в ходе которой начались аресты активистов мау-мау.
Но и эти аресты, и карательные рейды британской армии успехами не увенчались, прежде всего из-за отсутствия толковой разведки и агентуры в рядах повстанцев. Вроде бы задерживать инсургентов было очень легко, так как под мышкой у членов мау-мау находились заметные шрамы, наносившиеся при вступлении в эту «организацию». Однако сколько их не ловили и в тюрьмы не сажали, меньше их все равно не становилось.
В ответ на атаки повстанцев 24 апреля 1954 года была начата операция «Наковальня». Столица Найроби была объявлена на осадном положении, жителей города тщательно проверяли на предмет связей с мау-мау, обыскивали дом за домом, искали оружие, а всех выявленных и подозрительных отправляли в концлагерь. Атаки на партизан повели одновременно войска и авиация.
Вдоль леса в Абердэре прокопали пятидесятимильный ров и установили заграждения из колючей проволоки, вдоль которого на расстоянии полумили один от другого располагались полицейские посты. Запрещалась всякая хозяйственная деятельность в радиусе трёх миль от леса.
Интересно, что в числе участников подавления этого восстания был Иди Амин, в будущем пожизненный президент Уганды, и в то время сержант английской армии, вошедший в историю как один из наиболее радикальных африканских трайбалистов*. Впрочем, он, несомненно, очень многому научился у своих командиров – англичан.
С 1955 года против мау-мау британцы начали использовать отряды амнистированных повстанцев, руководствуясь мудрым правилом колонизаторов «разделяй и властвуй» и «пусть цветные убивают цветных». Группы местных жителей с ножами в руках должны были прочёсывать леса, двигаясь цепью плечом к плечу, и резать всех пойманных на «очень мелкие кусочки».
Впрочем, повстанцы дружелюбием в отношении коллаборационистов тоже не отличались. Так, в ночь 25–26 марта 1953 года в посёлке Лари мау-мау они заживо сожгли 120 лояльных кикуйю, загнав их в хижины, вмести с женщинами и детьми.
Позднее восстание мау-мау обросло мифами и легендами. По большей части с негативным содержанием относительно мау-мау. Мол, убивая европейцев, они пожирали их трупы, то есть практиковали каннибализм, а ещё занимались скотоложеством в ритуальных целях.
Несомненно, многие действия мау-мау были исключительно жестокими. Но дело в том, что зверств хватало с обеих сторон. Так, Бен Макинтайр и Билли Кенбер 13 апреля 2011 года в статье в «Таймс» «Жестокие избиения и сожжение заживо подозреваемого: что раскрывают секретные файлы Мау-Мау» написали о том, что губернатор Кении в телеграмме государственному секретарю по делам колоний сообщил об обвинениях в крайней жестокости, выдвинутых против восьми европейских окружных офицеров.
В их число входили «избиения и сожжения двух африканцев во время допроса» и одного офицера, обвиненного в «убийстве путем избиения и поджаривания заживо одного африканца». Причем никаких мер в отношении обвиняемого предпринято не было.
Один британский офицер так описывал свои действия после захвата трёх известных мау-мау:
«Я сунул револьвер прямо в его улыбающийся рот, сказал что-то, не помню что, и нажал на спусковой крючок. Его мозг разлетелся по всему полицейскому участку. Два других Микки (презрительная кличка мау-мау) стояли, глядя пустыми глазами. Я сказал им, что если они не скажут мне, где найти остальную банду, я убью их. Они не сказали ни слова, поэтому я выстрелил в них обоих. Один из них был ещё не мёртв, поэтому я выстрелил ему в ухо. Когда младший инспектор подъехал, я сказал ему, что Микки попытались скрыться. Он не верил мне, но всё, что он сказал, было «похороните их».
Английские колониальные войска занимаются подавлением восстания мау-мау. Фотография из Имперского военного архива
Другой белый поселенец из особого отдела полицейского резерва Кении тех лет так описал допрос мау-мау, подозреваемых в убийстве, в котором он помогал:
«К тому времени я отрезал его яйца и уши и выколол его глаза. Жаль, он умер прежде, чем мы получили от него много информации».
Пытки были совершенно дикими, хотя совершались вроде бы цивилизованными людьми. Достаточно сказать, что бутылки, оружейные стволы, ножи, змеи, ящерицы вкладывались в распоротые животы кенийцев мужчин и во влагалища женщин.
Точно число убитых африканцев подсчитать очень трудно, однако ряд британских исследователей считает, что их могло быть от 50 000 до 70 000 тысяч.
Зато сегодня членов мау-мау власти Кении считают героями войны за независимость, отдавших свои жизни за освобождение кенийцев от колониального рабства. В стране введен национальный праздник День Героев, который отмечается 20 октября. И опять-таки, интересно, что он заменил другой праздник, посвящённый первому президенту независимой Кении, который… осуждал террор мау-мау.
21 января 2019 года в британской газете «Морнинг Стар» вышел материал об уничтожении Форин-офисом (министерством иностранных дел Великобритании) документов о подавлении восстания мау-мау. Выяснилось, что МИД Британии годами врал общественности о том, что они якобы были «утеряны».
И только после того, как несколько кенийцев, выживших в те годы, обратились в лондонский суд, Форин-офис сумел «разыскать» несколько папок с документами, уцелевших буквально чудом. И эти документы подтвердили и чудовищную жестокость колониальных властей в Кении, и факт того, что британские чиновники, как могли, старались скрыть свои преступления.
Нашли фразу генерального прокурора британской администрации в Кении:
«Если мы собираемся грешить, то должны грешить тихо».
Далее газета написала, что МИД Британии принес публичные извинения перед историками за уничтожение документов по этим делам. Но вот уверенности в том, что он откажется от практики уничтожения документов в дальнейшем, нет ни у кого…
* Трайбализм (от англ. тribe – племя) – разновидность этнического национализма, «племенной» этноцентризм. Выражается в культурно-бытовой, культовой и общественно-политической обособленности своей этнической общности, стремлении законсервировать атрибуты первобытности. Проявляется в протекционизме и предоставлении привилегий доминирующей этнической общности и дискриминации всех остальных.
Использованная литература:
Anderson, David. Histories of the Hanged: The Dirty War in Kenya and the End of Empire (англ.). – London: Weidenfeld and Nicolson, 2005. – ISBN 0-393-05986-3. Chapter 3.
Elkins, Caroline. Britain’s Gulag: The Brutal End of Empire in Kenya (англ.). – London: Pimlico, 2005. – ISBN 1844135489.
Blacker, John. The Demography of Mau Mau: Fertility and Mortality in Kenya in the 1950s: A Demographer’s Viewpoint // African Affairs. Oxford University Press, 2007. – Vol. 106, no. 423. – P. 205–227.