Вскрытие смыслов: десять картин, кардинально поменявшихся после реставрации — The Art Newspaper Russia
Портрет герцогини Альбы в черном 1797 года, находящийся в нью-йоркском Испанском обществе, — редкий пример ситуации, когда запись имеет крохотный размер, но меняет очень многое в смысле картины. Герцогиня, вероятно бывшая возлюбленной художника, изображена тут, как и в более раннем портрете «Белая герцогиня», стоящей на песке и указывающей пальцем вниз. В обоих случаях она показывает на подпись Гойи, начерченную на песке. «Белая герцогиня» до сих пор остается в собственности семьи Альба, а вот «Черную» влюбленный художник забрал себе и хранил почти всю жизнь. Реставрация 1959 года показала, что на песке начертано не просто “Goya”, а более компрометирующее, клятвенное — “Solo Goya”, то есть «Только Гойя». Анализ показал, что, судя по возрасту красочного слоя, первое слово закрасил сам художник сразу же после окончания картины. Это была его личная тайна. Худсовет музея решил вытащить ее на свет божий, и с тех пор картина остается памятником этой тайной любви.