В Вене открывается Альбертина Модерн — The Art Newspaper Russia
Панорама эпохи выстроена эффектно, с включением больших холстов и крупных объектов. Не обходится выставка ни без монографических подборок (упомянем Фриденсрайха Хундертвассера, Вали Экспорт с Петером Вайбелем, Марию Лассниг, Франца Веста), ни без тематических залов — например, одно из самых броских, запоминающихся пространств посвящено австрийской версии поп-арта. Хотя, вообще-то, заметно, что здешние художники не ко всяким интернациональным поветриям относились с одинаковым энтузиазмом — будто сортировали привносимую моду с учетом особенностей своего менталитета. Лучше другого приживались оп-арт, геометрическое и конкретное искусство, коллажи и перформансы. Определенная художественная культура выросла вокруг феномена ар-брют. Процветал феминистский авангард, приковывали к себе внимание опыты по фиксации психологических травм из детства. Самоуглубленность, философичность, склонность к парадоксам, интерес к маргиналиям, критика буржуазности, провокация на грани фола — черты очень разные, но послевоенному австрийскому искусству в равной мере присущие.
Выставка «Начало» позволяет зрителю не просто следовать за кураторскими установками, но и приходить к собственным выводам. Материала для этого хватает: представлено почти 400 экспонатов, в списке 70 художников. Большинство произведений, как и обещано, взято из фондов Альбертины Модерн, но немало и работ, позаимствованных из разных источников специально для этого проекта. Новая дата окончания выставки — 15 ноября 2020 года, дальнейшие планы пока не оглашены.