Современное турецкое искусство пришвартовалось на старинной верфи Золотого Рога — The Art Newspaper Russia
Для турецкой ярмарки Contemporary Istanbul, 16-й по счету, начинается новая эра: она впервые прошла в новом месте и концептуальные развалины старинной стамбульской верфи Tersane стали отличной декорацией для достижений современного искусства Турции. После того как в прошлом году из-за пандемийных ограничений ярмарку пришлось провести виртуально, организаторам удалось вновь собрать постоянных участников на встречу в обычном формате.
В этот раз участвует 47 галерей и еще 10 арт-институций против 74 участников в доковидном 2019-м; абсолютное большинство — турецкие, зарубежных не так уж и много. В числе последних — единственная галерея из России, рискнувшая впервые отправиться в Стамбул в эти непростые времена московская «Сцена/Szena». Изначально планировалось сделать Россию специальным гостем ярмарки (у Contemporary Istanbul есть устоявшаяся практика каждый год выбирать страну, которая окажется «в фокусе», а галеристы оттуда получают особые условия участия), но в этом году не сложилось.
Кроме того, в ярмарке участвуют AB Gallery из Сеула, Bavan Gallery, Mohsen Gallery и Khak Gallery из Тегерана, C24 и Marlborough Gallery из Нью-Йорка, JD Malat из Лондона, Galeria Joan Gaspar и Villa Del Arte из Барселоны, Mariana Custodio из Лиссабона, Claudia Schmidt из Цюриха, Mironova Gallery из Киева. Среди иностранных участников указаны активно работающие и открывшие представительства за рубежом турецкие галереи Zilberman из Берлина и Pi Artworks из Лондона, совместный стенд немецкой галереи König и турецкой Pilevneli, а также немецкая предпринимательница Анна Лаудель, которая сперва переехала в Стамбул сама, а позже открыла там галерею (теперь Anna Laudel есть и в Дюссельдорфе). Таким образом, даже международные участники в большинстве своем представляют на ярмарке турецких художников (например, нью-йоркская C24 и лондонская JD Malat), так что Contemporary Istanbul позволяет увидеть отличный срез современного искусства именно Турции. И в этом смысле она очень похожа на российские аналоги.
Это связано не в последнюю очередь со вкусами и предпочтениями местных коллекционеров. По словам немецкого куратора и арт-критика Маркуса Графа, давно живущего в Стамбуле, большинство современных частных коллекций Турции началось с классического османского искусства и произведений западных художников-ориенталистов, затем многие коллекционеры переключились на современных турецких художников и только сейчас начинают интересоваться международной сценой. Немало галеристов начинали как частные коллекционеры, а позже решили заняться галерейным бизнесом и теперь активно продвигают современных турецких художников за рубежом (яркий пример — галерея Zilberman, работающая в Стамбуле и Берлине). Один из самых сильных стендов на ярмарке — König Galerie x Pilevneli Gallery, совместный проект двух галерей из Берлина и Стамбула. Здесь представлены произведения Катарины Гросс, Сары Моррис, Ханса Оп де Бека, Али Эльмачи и Эрдогана Зюмрютоглу. Среди выдающихся работ — бронзовая скульптура Эрвина Вурма (€60 тыс.).