Подземному гроту английского поэта Александра Поупа вернут блеск и сумрак — The Art Newspaper Russia
К 1719 году у Поупа, не отличавшегося крепким здоровьем, благодаря успешному и популярному переводу «Илиады» оказалось достаточно средств, чтобы арендовать земельный участок вдали от зловонных соседей вроде кожевенного завода и торговца курами. Вместе с матерью и няней он покинул покрытый сажей Лондон, возвел скромный особняк и до конца своих дней занимался там строительством грота и садов, которыми восхищались среди прочих Сэмюэл Джонсон и Джонатан Свифт.
Сперва он украсил грот раковинами и кристаллами, но, увлекшись на курорте в Бристоле геологией, начал все заново, оформив подземные своды образцами минералов, выложенными в соответствии с геологическими слоями, — сегодня это одна из многих головоломок для реставраторов. Строительные материалы и образцы минералов он получал от друзей, в том числе возы камней от Ральфа Аллена, владельца каменоломен, из добычи которых построен город Бат. Попадали сюда и сталагмиты из пещер Вуки-Хоул в Сомерсете, и характерные шестиугольные куски колонн Дороги гигантов из Антрима в Северной Ирландии, подаренные физиком и естествоиспытателем сэром Гансом Слоуном.
Слава творения Александра Поупа была настолько велика, что в 1745-м, через год после кончины поэта, его садовник Джон Серл составил бесценный иллюстрированный путеводитель по усадьбе. Однако в 1807 году новая владелица леди София Шарлотта Хоу, которой надоели бесчисленные литературные паломники, приказала дом снести. От проекта Поупа до нас дошел только грот-тоннель, а культурный вандализм леди Хоу увековечил ее сосед по имению Уильям Тернер (1775–1851), изобразивший наполовину снесенный дом в наброске «Вилла Поупа в Tвикенхэме во время ее разорения».