Пингвины вместо Леонардо на viennacontemporary — The Art Newspaper Russia
Тема женского равноправия, феминистских успехов тоже на гребне интереса, поэтому галеристы стараются отыскать или полузабытых художниц, или застолбить новых звезд. Таких как, например, чудесная Мария Легат из Клагенфурта в Каринтии, пришедшая в большое искусство прямо с улицы (была стрит-артисткой). Сейчас она делает загадочные картины, своим изяществом напоминающие старинные, слегка выцветшие гобелены, исполненные прямо по холсту без грунта, с детьми, превращающимися в облака, и странниками, любующимися альпийскими пейзажами. Работы ее уже популярны у коллекционеров (цены от €6 тыс. до €12 тыс.), ее представляет галерея из того же городка Gallerie3 | Flux23.
Но самым мощным высказыванием в русле феминизма следует признать инсталляцию австрийки Анны Мейер «Футурефеминизмус» в галерее Krobath. Это настоящая энциклопедия женского арт-сопротивления — от Артемизии Джентилески до Йоко Оно и Марии Лассниг — все, кто так или иначе боролся за права женщин в искусстве. Изображения в стиле комиксов нанесены на куски оргстекла и развешаны рядами наподобие белья на веревках. Художница давно работает над этими сюжетами, но на ярмарке ее труды впервые представлены в виде цельного проекта, оцененного в €70 тыс.
Постмодернистское цитирование истории искусства уже настолько немодно, что опять входит в моду: коммерческий тяжеловес, галерея Таддеуша Ропака в числе прочих выставила ранние коллажи Дэвида Салле (€36 тыс. за лист). И куда без великих мастеров прошлого деться? Мэтью Аттард с Мальты (галерея Michela Rizzo) выкладывает из железных прутьев объемные настенные композиции по мотивам рисунков Гойи (€3,6 тыс.) (нечто подобное у нас делает Дмитрий Гутов, который на ярмарке много лет выступает с авторскими экскурсиями). «Мартышка, играющая на скрипке перед ослом, — очень актуальный сюжет, — считает автор. — Я вижу тут метафору современного богатства: перед капиталом все пляшут». Впрочем, художник и сам рисует — его ослы со смартфонами в руках делают селфи (за рисунки просят €900). И это еще одна тема, волнующая многих: как должно выглядеть произведение искусства в эпоху соцсетей и гаджетов?
Знаменитый венский галерист Ханс Кноль повесил овальные зеркала для селфи Пола Хорна (€2,8 тыс.), половину которых занимают слепленные из каких-то перьев и тряпочек пропитые физиономии то ли бродяг, то ли людей искусства — чтобы зрителям было на кого пенять, что рожа крива. У дебютировавшей на ярмарке молодой московской галереи «Сцена» тоже есть экспонат в тему. Галеристка Анастасия Шавлохова берет в руку, как будто здороваясь, бронзовую ладонь с пальцами-когтями, как у Носферату из немого кино: «Художник тут показывает, что будет с человеком, который все время набирает что-то в телефоне, как мы изменимся в будущем». Стоят эти объекты перформансиста Алексея Таруца по €1,4 тыс. Коллажи Игоря Самолета по мотивам Арчимбольдо там же — по €2 тыс., а вот живопись Кирилла Гаршина из серии «Ночные животные» оценена уже в €10 тыс.