Николай Палажченко: «Современному мегаполису нужны новые образы и впечатления» — The Art Newspaper Russia
Специальный проект этого года — «Люди и полимеры» — подготовлен в партнерстве с Музеем Вадима Сидура. Он создан художником Кириллом Глущенко специально к смотру и пройдет в районе Перово. Этот междисциплинарный проект посвящен Кусковскому химическому заводу, который находился в этом районе. Нам с этим проектом очень повезло, и я считаю, что это прекрасный повод съездить в Музей Вадима Сидура.
В Москве в этом году настоящий бум паблик-арта. Это и частные инициативы, как выставка около ГУМа «Красный сад» или знаменитая «Большая глина», и государственные. «Здесь и сейчас» делает сам город. Это первый такой городской фестиваль, связанный с современным искусством и паблик-артом?
«Здесь и сейчас» — молодой проект. Он возник в результате встречи Сергея Семеновича Собянина с представителями современного искусства в июне 2018 года. Задачей проекта является поддержка новых начинаний российских современных художников, их демонстрация широкому зрителю. Каждый год организаторы и кураторы проекта выбирают наиболее актуальные направления. В нынешнем году это паблик-арт, и в этом отношении мы попали не только в московский, но и в общемировой тренд: во время пандемии многие города стали обращать внимание на искусство в городском пространстве. Очевидно, что в следующем году будет еще что-то новое, скорее всего, уже не искусство в городской среде.
Этот проект действительно важен для художников. У них появляется шанс сделать произведение и встретиться с более широкой аудиторией, чем та, с которой они обычно имеют дело в музеях и галереях. Проект важен и для зрителей. Они могут увидеть, что происходит в искусстве действительно здесь и сейчас, это и есть настоящая современность.
Важно сказать, что в 2019 году принято постановление правительства Москвы, регламентирующее новый порядок нанесения граффити на нежилые здания, строения и многоквартирные дома. Настоящая революция для художников, которые работают в этом направлении. Сейчас в Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы обращается огромное количество собственников зданий, которые инициируют легальные муралы. Это тоже заметный тренд, который будет менять город.
Городская среда очень отличается от любого выставочного пространства. Как выбирались художники и были ли какие-то особые критерии в отношении их работ? Для вас было важно представить разные поколения — от юных художников до таких зрелых и знаменитых, как Игорь Шелковский, наверное, самый старший участник этого проекта?
Важно и то, что мы вышли на улицы, и то, что у нас художники в возрасте от 20 до 80 лет. Художники старшего поколения — это не только Игорь Шелковский, но и Александр Григорьев. Нам было интересно поработать с представителями разных поколений.