«Kyiv Art & Fashion Days»: экскурс по платформе, объединившей моду и культуру — FashionNetwork.com RU
17 дек. 2021 г.
17 дек. 2021 г.
В непростых условиях пандемии традиционные дефиле быстро трансформировались в цифровые ивенты. Но насколько эффективен такой формат и какой резонанс он может получить в прессе? Это непраздный вопрос. До глобальной эпидемии некоторые критиковали порой неоправданные излишества фэшн-шоу… Но много ли найдется весомых контраргументов для тех, кто считает физические мероприятия фактически незаменимой добавленной стоимостью к диджитал-инициативам? Платформа «Kyiv Art & Fashion Days» стала своего рода примиряющим проектом, объединив в себе культуру, моду и новые таланты и четко обозначив широкий художественный пласт, о котором до сих пор было мало что известно.
Основательница «Kyiv Art & Fashion Days», София Чкония, считает такую площадку необходимой для Украины. Предпринимательница, в руках которой также сосредоточены бразды правления Тбилисской неделей моды, отмечает, что украинские и грузинские дизайнеры стремятся в Париж и Милан – города и без того крайне востребованные. София полагает, что нужно поменять угол зрения и отдать предпочтение «альтернативным сценам», свободным от прессинга мировых модных столиц и максимально поощряющим смелость и креативность. «Надо найти способ привлечь людей и открыть им локальные возможности. Таланты должны заявлять о себе, получать поддержку и доносить свои идеи до публики», – объясняет Чкония. Первая сессия «Kyiv Art & Fashion Days» уже позади, в будущем году София рассчитывает повторить успех.
Альтернативные варианты
Предложить сектору новые интересные точки притяжения – такова идея культурной инициативы Liberatum, развитие которой всецело лежит на плечах ее директора – кинематографиста Томаса Аускаса. Томас подчеркивает «кипучий потенциал» городов, не входящих в список фэшн-столиц, – Киева, Тбилиси, Мехико… По словам Кенана Даффи, дизайнера и преподавателя «Parsons School of Design», пандемия дала индустрии шанс переосмыслить укоренившиеся практики и воззрения: «Кажется, что успех в фэшн-секторе неразрывно связан с ростом продаж, но, как я вижу по опыту, действительно фундаментальное значение имеют креативные коллаборации и отсутствие страха неудач». Творчество – само по себе константа и надежное прибежище от жизненных бурь.
Фэшн-директор украинского Vogue, Веня Брыкалин, утверждает, что развитие локальных дизайнерских сообществ – большой вызов, который еще только предстоит принять, тогда как Париж, Милан, Лондон и Нью-Йорк останутся «неприкасаемыми». Отдельно Брыкалин указывает на смену тенденций: «Крупные бренды продолжат устраивать грандиозные показы, но начинающие дизайнеры не должны соревноваться с ними на этом поле. Причина проста: несопоставимость бюджетов. Нужно искать цифровые альтернативы или проводить события в “неискушенных” в таких зрелищах городах».
Успех нишевого рынка, ставшего специализацией Софии Чкония, основывается на способности объединять молодые таланты для того, чтобы они создавали синергии и вступали в альянсы с другими секторами, например, с туристическим и гастрономическим. Через эти союзы открываются города, находящиеся в отдалении от ярких фэшн-огней. Нет, речь не о «периферийных» неделях моды, а о платформах для «живого» взаимодействия и пробуждения неподдельного интереса.
Диалог между искусством и модой
«Киев – это город-магнит. Он притягивает творческих людей, чьи энергии сливаются в один мощный поток», – анализирует грузинский дизайнер Лаша Мдинарадзе. История любви Мдинарадзе и города с золотыми куполами началась в 2015 году, когда модельер решил бросить там якорь с маркой Gudu, предлагающей эмансипированную одежду, в которой арт-коды сосуществуют с цитатами из мира музыки. Свою коллекцию сезона Весна-Лето 2022 бренд – играющий на завораживающих контрастах – представил в музее Тараса Шевченко, поддержав «диалог между искусством и модой с отличной возможностью для встреч разных творческих людей на одной платформе».
У Gudu хватает дерзости для дизайн-вариаций на тему болнисского креста. В вечерних нарядах лейбла проявилась эстетика модного «клуба на Кирилловской», не избежавшего, с его творческим воодушевлением и космополитизмом, сравнений с берлинским «Бергхайном».
Соотечественник Мдинарадзе, Ираклий Русадзе, основавший бренд Situationist, тоже обратился к корням. Дизайнер презентовал в киевском ЦУМе осенне-зимнюю коллекцию с аксессуарами ручной работы, – в них прочтение получили традиции грузинского горного региона Сванетия.
Марка Lake Studio – детище Анастасии Рябоконь и Олеси Кононовой – провела междисциплинарный ивент в театре «Сузирья». Дизайнеры включили в презентацию формат «See Now Buy Now».
Многое объять удалось и коллективу Dahk Daughters. Он показал перформанс, в котором объединил диалекты и инструменты, приправив действо размышлениями о женской идентичности. По определению основательниц этого во многом беспрецедентного проекта (девушки всегда хотели, чтобы он носил «образовательный» характер), Dahk Daughters являет собой «симбиоз культурных измерений, современного искусства и интеллектуальной моды». Коллекции Dahk Daughters в основном рождаются из коллабораций с художниками, иллюстраторами и ювелирами.
У галереи современного искусства Avangarden аналогичная мотивация. Эта культурная институция нашла точки соприкосновения между украинской народной музыкой, творчеством художницы и специалиста по текстилю, создающей оригинальные ковры, Оксаной Левченя и артизанальной маркой Gunia Project. «Объединяя художников “под одной вывеской”, мы хотим показать, какая элегантная и в чем-то вызывающая современная Украина, отдать должное традициям и в то же время взглянуть на них по-новому. Украинская эстетика всегда свежа и актуальна, даже если ведет свою историю из далекого прошлого», – поделились рассуждениями кураторы выставки на перекрестке фольклора и авангарда.
Те же гармоничные противопоставления можно отнести к бренду Lytkovskaya, построенному на фундаменте семейных традиций, передававшихся от одного поколения портных другому. Сегодня Lytkovskaya – это одежда для современных женщин, не лишенная, впрочем, исторических реминисценций. Так, для изготовления, например, пальто основательница модного дома, Лилия, использует давние техники ковроткачества, чем сохраняет ремесленное наследие Карпат и помогает с работой жительницам региона.
Если между этническими влияниями и поп-культурой вы выбираете второе, то тогда вам к бренду прет-а-кутюр Frolov, покорившему своими корсетами и искусными вышивками сердца мировых звезд. Яркий свет софитов направлен и на марку Valery Kovalska, появившуюся на фэшн-сцене в 2010 году. Образы от этого модного дома выбирают Дженифер Лопес, Карди Би и княгиня монакская Шарлен. Valery Kovalska предлагает костюмы и чувственные платья, ее создательница – Валерия Ковальская – одна из самых узнаваемых украинских дизайнеров на международной фэшн-арене. В число основных рынков лейбла входят США и ОАЭ. «Сначала марку узнали за рубежом, и это помогло нам на дома», – рассказывает Валерия.
Культура и контркультура
The Fungus, грузинский проект на стыке модной индустрии и визуального искусства, отличающийся авангардным и мятежным посылом, продемонстрировал ограниченность мейнстрим-моды. По мнению бренда, одежда – один из самых значимых атрибутов, служащих нам для самовыражения, – в странах со строгим укладом может приобретать протестную функцию или становиться своего рода щитом. Один из «изъянов» моды, который изобличает The Fungus, – эксплуатация визуальных кодов маргинальных субкультур без погружения в их содержательную составляющую и, соответственно, в связанную с ней проблематику.
Контркультура – главная тематика и для нишевого издания «Hrishnytsia», основанного фотографом Джулией Поли. Подвергнуть сомнению устоявшиеся идеи и задать феминистический вектор – скорее всего, такую задачу ставили организаторы весьма раскрепощенной презентации, прошедшей в клубе «Star Rhino». Пожалуй, вызов, акцент на индивидуальности и боевитость и есть наиболее пикантные черты этой нарождающейся модной и арт-сцены.
Copyright © 2021 FashionNetwork.com All rights reserved.