Картину из Национальной галереи в Вашингтоне разжаловали из Вермееров — The Art Newspaper Russia
До сих пор Яна Вермеера считали одиноким гением. До нас не дошло никаких документов, дающих основания полагать, что он имел мастерскую или пользовался помощью ассистентов. Из-за этого сложилось представление о том, что художник работал один, кропотливо создавая свои картины, которых насчитывается всего три с половиной десятка.
Но междисциплинарный анализ «Девушки с флейтой» показал, что художник, вероятно, все-таки держал собственную мастерскую в Делфте, по крайней мере в поздний период творчества (исследователи пришли к выводу, что картина была создана между 1669-м и 1675-м, годом его смерти).
Так кто же на самом деле написал «Девушку с флейтой»? Вероятнее всего, это был ученик или ассистент Вермеера, хотя Марджори Висман, возглавляющая в музее отдел живописи Северной Европы, считает, что автором мог быть и кто-то из родственников художника. Если это так, то им была, скорее всего, его старшая дочь Мария, родившаяся около 1654 года, которой на момент создания картины было от 15 до 21 года.
Стилистически «Девушка с флейтой» уступает полотнам Вермеера в качестве и точности, из-за чего некоторые специалисты в последние десятилетия оспаривали ее атрибуцию. Однако ее поддерживали другие авторитетные кураторы, в том числе Уолтер Литдке из Метрополитен-музея в Нью-Йорке. А Артур Уилрок, бывший куратор Национальной художественной галереи, первоначально не считал картину подлинником Вермеера, но несколько лет назад изменил мнение.
«Девушка с флейтой», обнаруженная в частной коллекции в 1906 году, по всей вероятности, не является умышленной подделкой под Вермеера. Скорее всего, ее создатель просто был близок к художнику, которому ошибочно атрибутировали эту работу уже в ХХ веке.
Висман и ее коллеги считают, что автор картины был знаком с материалами и техниками Вермеера, но не полностью владел ими. Пигменты в верхних слоях красочного слоя смолоты грубо, что делает поверхность шероховатой. Сам Вермеер использовал грубые краски для нижних слоев, а верхние писал тонко смолотыми пигментами, чтобы поверхность картины была гладкой. Необъяснимым образом автор «Девушки с флейтой» ошибся и сделал ровно наоборот.