Как онлайн-платформам удалось завоевать арт-рынок — The Art Newspaper Russia
Технологию Invaluable, построенную по образцу фондовой биржи Nasdaq, используют eBay Live Auctions и Sotheby’s, который с 2015 года доверяет ему проведение своих онлайн-торгов. «Мы проводим 17 тыс. аукционов ежегодно — 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году в 52 странах, — говорит Вайсберг. — Тысячные доли секунды имеют значение. Нужно обладать способностью принимать сверхчастые ставки из всех стран мира». В 2016 году платформа усовершенствовала свою видеотрансляцию. По мнению Вайсберга, эта функция незаменима для создания атмосферы азарта: «Торги могут напоминать призовой бой на очень высоком уровне. Возможность проводить прямые трансляции играет ключевую роль в поддержании этого драйва».
Сооснователь Artsy Картер Кливленд минувшим летом заявил TechCrunch, что считает сегодняшние видеотехнологии недостаточно совершенными для того, чтобы использовать их на своем сайте, притом что в клиентской базе Artsy есть покупатели практически со всего света. «Мне захотелось написать ему: „Мы делаем это уже пять лет“», — вспоминает его слова Вайсберг.
Метод Artsy
Если Invaluable сделала себе имя на перенесении аукционов в цифровую сферу, то функция Artsy хуже поддается определению; как правило, эта платформа вызывает либо бурный энтузиазм, либо полное замешательство. Ее сооснователь и президент Себастьян Куилич, ранее занимавший должность исполнительного директора в Christie’s, говорит о желании сделать свой проект централизованным источником всей информации об искусстве и сделках с ним. Компании уже удалось привлечь более $100 млн инвестиций, в том числе от арт-дилера Ларри Гагосяна и основательницы московского Музея современного искусства «Гараж» Даши Жуковой.
Artsy систематически работает с самыми разными игроками арт-мира — от музеев и ярмарок до галерей, как с крупными, так и с небольшими, параллельно укрепляя собственную репутацию среди молодой, увлекающейся технологическими новинками аудитории при помощи эффектных вечеринок на Art Basel в Майами-Бич и других мероприятий. В Artsy утверждают, что с момента запуска сайта в 2012 году у них было 24 млн уникальных посетителей, многих из которых привлекли редакционные материалы. Основной источник дохода сайта — демонстрация произведений искусства и публикация объявлений об их продаже от 2 тыс. галерей со всего мира, благодаря которым ежемесячно осуществляются продажи на сумму в более чем $20 млн.
В 2015 году, когда Тхаккар пришел в Artsy, перед ним стояла задача интегрировать в сайт интерактивные аукционы. Он остановил свой выбор на гибридной системе, при которой сидящий в зале сотрудник Artsy переносит данные о сделанных ставках в приложение Artsy, а ставки пользователей, в том числе сделанные до начала торгов, автоматически сортируются, после чего сотрудник в зале регистрирует их от имени пользователей приложения. «На том конце производятся довольно сложные расчеты, — говорит Тхаккар, — но мы облекли это в простую и удобную форму из шести кнопок. В ней невозможно понять что-то неправильно».
Начав всего с двух аукционов в 2015 году, Artsy в этом году уже провел более 170, в том числе торги Christie’s, Sotheby’s и Phillips, а также ряда менее крупных аукционных домов. Количество ставок растет на 900% ежегодно, клиенты Artsy в 84 странах ставят на треть из общего числа выставленных лотов и выигрывают около 8% из них.
Безграничные возможности
Покупатель, делающий ставку через Artsy, по сути становится клиентом платформы — и здесь проявляет себя такое ее преимущество, как наличие контактов с целой сетью галерей. Тхаккар объясняет, что пользователям, не выигравшим торги, платформа «помогает найти другие интересующие их вещи». Пользователь может получать электронные письма с информацией о том, какие еще произведения заинтересовавшего его художника доступны на других аукционах или в других галереях, представленных на сайте. Если работа тиражная, Artsy может найти еще один экземпляр, сообщив продавцам своей сети о заинтересованном покупателе. «Мы начинаем экспериментировать: если выясняется, что сейчас есть произведение, которое подходит нашему клиенту, то как нам лучше связать его с продавцом?» — говорит Тхаккар.
Всю посредническую деятельность Artsy ведет на условиях взаимной анонимности участников. «Сначала обе стороны должны согласиться, и только после этого мы их связываем».
Компания постоянно ищет способы использовать имеющиеся в ее распоряжении данные о спросе и предложении. «Новые коллекционеры хотят прозрачности, в особенности на интернет-рынке. Индустрия финансовых услуг рассматривает искусство как альтернативный класс активов, финансовый инструмент, и им необходимы данные», — рассказывает основатель фирмы ArtTactic, занимающейся исследованиями рынка, Андерс Петтерсон. Пока что проблема арт-рынка заключается в том, что он слишком мал и нечеток, потому не поддается анализу на основе имеющихся наблюдений, и те, у кого есть больше данных, предпочитают держать их при себе.
В апреле Artsy приобрела ArtAdvisor — специализирующуюся на анализе данных фирму, которую основали Лукас Цвирнер и выпускник Массачусетского технологического института, специалист в области феномена «вкуса» Хьюго Лью (его назначили на пост главного научного сотрудника Artsy).
Сам Лью специализируется на прогнозировании трендов и искусственном интеллекте; его назначение свидетельствует о том, что компания планирует делать больший упор на персонализированные данные, анализ которых позволит получить применимые на практике результаты для любых пользователей — от «дейтрейдеров» (игроки, ведущие торговлю в короткие временные промежутки, в течение одного дня) до нервничающих новичков. «Представьте себе продукт, благодаря которому мы можем консультировать наших партнеров касательно интересов и вкусов своих коллекционеров и рыночных трендов в целом», — говорит президент Artsy Себастьян Куилич.
Автор рейтинга Hiscox Роберт Рид отмечает: «Ресурс, который становится тем самым местом, куда все идут за информацией, оказывается в невероятно сильной позиции».