Галерея Уффици предстала обновленной — The Art Newspaper Russia
Галерея Уффици вновь открыла свои двери после продлившегося больше двух месяцев перерыва и представила новое экспозиционное пространство площадью 2 тыс. кв. м с произведениями искусства из запасников. В первый же день в музей пришло более полутора тысяч человек, что, вероятно, можно рассматривать как свидетельство начинающегося восстановления посещаемости после ее резкого падения в период локдаунов.
Пандемия нанесла сильный удар по самому посещаемому музею Италии: из-за временного закрытия его годовая посещаемость упала с 4,4 млн в позапрошлом году до 1,2 млн в прошлом. Представитель Уффици рассказал The Art Newspaper, что в доковидные времена в галерею ежедневно приходило от 5 тыс. до 6 тыс., а в пиковые дни — 12 тыс. человек.
Вот уже месяц, как в Италии разрешена работа музеев, кинотеатров и ресторанов в «желтой зоне», то есть в регионах с наименьшим количеством ограничений. Учитывая, что на данный момент большая часть территории Италии имеет «желтый» статус, а к концу июня 55% взрослого населения страны должны получить прививку, этот период закрытия музеев, вероятно, станет последним.
За первые полчаса после открытия Галерея Уффици приняла 100 посетителей, а к концу дня в музее и в садах Боболи побывало в общей сложности 2197 человек. Местных жителей было больше, чем туристов, однако заметную часть аудитории все-таки составили иностранные граждане, многие из которых, как объясняет представитель музея, находятся в Италии по работе или учебе.
За время вынужденного закрытия в музее провели большой ремонт и разработали новую схему входа в здание. Теперь посетители получают билеты и сдают верхнюю одежду в западном крыле, а затем проходят через двор в восточное крыло, с которого начинается маршрут по экспозиции. Кроме того, на первом и в подвальном этажах открылись 22 новых зала, а на втором — еще 13 выставочных пространств. В них экспонируются произведения художников Высокого и Позднего Возрождения из Центральной и Северной Италии. В число 129 экспонатов вошли такие работы, как «Младенец Иоанн Креститель» (около 1520) Россо Фьорентино, а также «Святое семейство со святой Варварой» Даниеле да Вольтерра и его же «Пророк Илия в пустыне», приобретенный музеем в 2018 году. Картины защищены ультрасовременным антибликовым стеклом, которое позволяет рассматривать их с близкого расстояния, не активируя при этом сигнализацию.
В новом 14-м зале представлена подборка автопортретов, в том числе Джованни Лоренцо Бернини, Марка Шагала и Ренато Гуттузо. Стены восточного крыла украшены фресками, обнаруженными в ходе ремонта. Среди них — ростовое изображение Козимо Медичи, выполненное в XVII веке и приписываемое Бернардино Поччетти.
Флорентийское отделение издания Corriere della Sera сообщило, что отныне музей намерен требовать уплаты месячного сбора с каждого, кто захочет опубликовать фотографии его экспонатов в социальных сетях. Однако представители Уффици утверждают, что газета Corriere Fiorentino опубликовала «непроверенную» и «неверную» информацию, речь идет исключительно о коммерческом использовании изображений. В галерее явно планируют и впредь активно поощрять посты популярных блогеров, в которых фигурируют произведения искусства из ее коллекции. Так, в июле 2020 года фотографии Кьяры Ферраньи, блогера с 23 млн подписчиков, на фоне «Рождения Венеры» Боттичелли стали вирусными, и в первые же выходные после их публикации посещаемость музея выросла на 27%, а итальянцы дали этому явлению название «эффект Ферраньи».