Вот уже почти двадцать лет бренд Chanel чествует талант французских ремесленников, создавая вместе с ними «локальные» коллаборации — коллекции Métiers D’art. Для этого легендарный Дом моды объединяет сорок ателье и мастерских: одиннадцать из них сейчас работают в le19M, центре, придуманном и открытом Chanel в 2021 году. Цифра «19» обозначает 19-й округ Парижа, где находится здание, а также отсылает к дате рождения Габриэль Шанель. Именно в этом уникальном комплексе, спроектированном архитектором Руди Риччотти, в декабре прошлого года впервые была представлена выставка Métiers d’art 2021/22.
7 фактов о коллекции Chanel Métiers D’art 2022, которые вы не знали — ELLE.ru
Как говорит Виржини Виар, эта «крайне „городская“, но в то же время утонченная коллекция» сочетает в себе мастерство вышивальщиц и ткачей Lesage. Здесь вышивки вдохновлены структурой самого здания, как у Montex, очень графичные и с серебряными нитями. Золотые медальоны, львы и другие византийские украшения, изготовленные ювелирной мастерской Goossens, соседствуют с твидовыми или фетровыми шляпами от Maison Michel, двухцветными туфлями, созданными по опыту обувщика Massaro, историческим и современным наследием мастера по обработке перьев и цветов Lemarié и плиссировки Lognon. Но обо всем по порядку.
Ателье Montex, вышивка и работа по шелку с 1939 года
Для коллекции Chanel Métiers d’art 2022 Виржини Виар доверила Montex создать серебряные вышивки, которые черпают вдохновение в архитектуре le19M. Мужские пальто из твида или сине-серого фантазийного трикотажа дополняются воротником, полностью расшитым нитями. Вышивки на основе цветочного гипюрового кружева были выполнены с использованием техники люневильского вязания крючком. Процесс занял более 55 часов с использованием 3600 пайеток. С таким же трепетом создавалось и длинное твидовое пальто с иллюзией перьев. Рукава и косы изделия полностью покрыты 20 150 пайетками, на работу с которыми ушло 248 часов.
В этом сезоне мастера Montex по-особенному отнеслись к трикотажу, который является составляющей ДНК Chanel. На фиолетовом кашемировом свитере видно переплетение кос, вышитых машинкой Cornely. Мотив прострочен иглой с драгоценными камнями и цепочками из страз, в то время как нижняя часть пояса состоит из 1650 квадратных пайеток, пришитых люневильской техникой. Кашемировые кардиганы, представленные в фиолетовом и черных цветах, дополнены пуговицами с хрустальными камнями.
Для придания изысканности рукавам твидового жакета-болеро их расшили девятью серебряными браслетами trompe-l’oeil. Для вышивок, которые наполовину плетеные, наполовину — ювелирные, используются машинка Cornely и ручная работа. Так они отдают дань уважения пристрастию Габриэль Шанель сочетать бижутерию с дорогими украшениями и браслетам-манжетам, которые она любила носить парами для идеальной симметрии.
Goossens, ювелирная мастерская с 1950 года
В этом сезоне Goossens создал серию бижутерии для бренда, украшенную медальонами с изображением Габриэль Шанель в профиль, в шарфе и ее культовых жемчужных ожерельях. Медальоны дополняют украшенный драгоценными камнями пояс, серьги, ожерелья из золотого металла и кожи, а также особенное изделие — ожерелье в форме галстука.
Византийские драгоценности, столь дорогие кутюрье, вдохновили студию на разработку концептуальных элементов: броши и длинного крестовидного кулона из золотого металла и янтарной смолы. Ожерелья и серьги из крупных разноцветных кабошонов раскрывают бесчисленные возможности инкапсулированной смолы.
Наконец, третья концепция посвящена льву, астрологическому знаку Габриэль Шанель. Начиная с Венеции, где она впервые побывала в 1920 году, до собственной квартиры на улице Камбон, львы не переставали вдохновлять ее на творчество. Пронесенные через личную жизнь, они появляются на ее бижутерии так же часто, как и на пуговицах костюмов. Благодаря опыту мастеров Goossens ее любимое животное сочетается с двойной буквой C или жемчужиной в барочном стиле на ожерельях и длинных серьгах. Изображение льва также присутствует на поясе с золотой цепочкой и браслетах-манжетах.
MASSARO, обувное ателье с 1894 года
Для коллекции Métiers D’art сезона 2021/22 Massaro создали новую интерпретацию знаменитых двухцветных лодочек Габриель Шанель, вдохновившись силуэтом обуви «Мэри-Джейн». Туфли из кожи на черном каблуке в 9,5 см были представлены в четырех оттенках, подходящих к каждому силуэту: бежевый, серый, бордовый и темно-синий. Пара украшена утонченными деталями в виде маленькой двойной буквы C сбоку и изящно вырезанной металлической пряжки.
LEMARIÉ, мастерская по обработке перьев и изготовлению украшений из цветов с 1880 года
Чтобы подчеркнуть манжеты костюма Chanel, Lemarié сделали два плетения из страусиных перьев и гусиного пуха, вырезанных по типу кнута, а затем смешанных с нитями твида и розового тюля. Получившиеся косички были тщательно уложены вдоль манжетов рукавов. Подол платья из органзы был полностью прошит 1280 нитями из страусиных перьев различных оттенков. На его выполнение ушло в общей сложности 270 часов. Настоящая ода искусству работы с перьями — пиджак и брюки, полностью украшенные тысячами перьев в черном, синем, желтом и неоново-розовом цветах. Они переплетены с блестящими черными лентами, полосками потертого тюля и другими нитями, которые, кажется, плывут и тянутся при каждом движении.
Камелия, которая является символом Шанель, также стала частью коллекции — в Métiers D’art вошла футболка из черного джерси, украшенная 123 камелиями различных размеров и цветов. На создание произведения ушло 84 часа.
Габриель Шанель любила использовать ленты в своих творениях. Для коллекции Métiers d’art 2021/22 ателье Lemarie создало новые ткани из полос черного атласа. Многие силуэты в коллекции дополнены аксессуарами с большими черными атласными бантами.
MAISON MICHEL, головные уборы с 1936 года
Для этой коллекции Métiers d’art Maison Michel разработали две шляпы по заказу студии Chanel Creation. Они были представлены во время показа и стали последним штрихом к утонченным столичным силуэтам, придуманным Виржини Виар. Первая черная фетровая шляпа-канотье обтянута твидом с использованием техники «растяжения ткани» и состоит из двух частей: тульи и полей, соединенных невидимой строчкой.
Вторая, с загнутыми вверх полями, была отлита из цельного куска черного фетра, затем приподнята и удержана одним стежком. К шляпе прилагается ремешок для подбородка ручной вязки, состоящий из четырех разных нитей и серебряной цепочки.
LESAGE, мастерская вышивальщиц и ткачей с 1924 года
Ряд вышивок был вдохновлен архитектурой здания le19M. Первый образ на показе — длинное пальто из черного шерстяного фетра с вышитыми карманами — напоминает бетонное плетение, которым окутана мастерская. Вышивка, выполненная в технике люневильского вязания крючком и ручным методом, потребовала 38 часов работы в ателье Lesage. Тот же мотив можно найти на вязаном крючком поясе люневильского длинного твидового платья, представленном в нескольких оттенках розового и красного.
Еще одним особенным изделием стал маленький жилет, полностью вышитый вручную в люневильской технике с использованием золотых нитей в виде ленты, а затем украшенный пайетками бронзовых, ржавых и бордовых оттенков, напоминающих о свете, который проникает через фасад le19M в определенное время суток. Этот драгоценный дизайн также можно найти на четырех мини-сумочках: 11.12 и 2.55, BOY CHANEL и сумке CHANEL 19. На каждую потребовалось до 112 часов работы.
Перекликаясь с миром уличного искусства и граффити, вышивки ателье Lesage переосмысливают буквы Chanel цветными кристаллами и бисером, используя технику люневильского вязания крючком на карманах жакета. Другой жакет имеет рукава, вышитые комбинацией сердечек и двойных петель с использованием ручного мастерства.
Твид и трикотаж — два основных материала в лексиконе CHANEL — также занимают центральное место в этой коллекции. Вышивка на карманах пальто, блузе и кашемировой юбке в крупную разноцветную клетку напоминает о мягкости трикотажа. Для этой коллекции Lesage создали три твидовые текстуры. Первая состоит из фантазийных нитей разных оттенков черного. Второй твид напоминает фланель, ткань, заимствованную из мужской одежды и воссозданную в виде переплетения черно-белых графических нитей. Наконец, платье выполнено в третьем переплетении из мягких, похожих на облака нитей разных оттенков бордового.
Lognon, искусство плиссировки с 1853 года
В этой коллекции Métiers d’art отражены разнообразные складки, изготовленные в Lognon. Длинное черное платье сочетает в себе верх из креп-жоржета с плоской стеганой складкой и каскадную юбку, выполненную из 63 метров плоских черных шелковых лент и 9 метров маленьких лент.
Кружево «лестничный стежок» — еще одна любимая в ателье техника. Она дает тонкий прозрачный эффект на длинном, полностью плиссированном платье, состоящем из 17 метров небеленого шелкового крепа. И, наконец, маленькая двухцветная юбка А-силуэта с плиссировкой в виде гармошки при носке открывает контрастную двойную букву C. Несколько панелей из шелковой органзы были плиссированы Lognon с помощью картонных форм, а затем украшены Lemarié 1600 маленькими жемчужинами. Расположение узора потребовало необычайного мастерства и более 160 часов кропотливой работы. Как только складка расправляется, двойная C возвращается к своей идеальной форме. Он символизирует творческий диалог между Chanel и мастерами Métiers d’art, которые постоянно расширяют границы своего мастерства, служа творчеству.